Народный календарь. Сентябрь.

01 сентября

 Андрей Стратилат – тепляк. Батюшка Тепляк в овсах набряк. Ветер, дующий в этот день с юга, обещает хороший урожай овса. Ветряк-тепляк в паутину одет, ушедшему лету кланяется вслед. Дует тёплый ветер, заметное потепление. Если вначале месяца луна как бы опрокинула свой серп на спину (1-ая четверть) – погода будет солнечная и тёплая несколько дней, а может быть и весь месяц. Если же луна висит на небе вниз рогами и вверх спиной (последняя четверть), то долго будет пасмурно и ненастно. Предосенние дни бывают жарче июльских. Стратилат – тепляк: день тепляк, ветер тепляк. Стратилатов день приспел – овёс поспел. Хлебород перед строгой зимой.

02 сентября

 День Самуила и Фёклы – свекольницы. Пора дергать свеклу и морковь, огороду кланяться. Свекольница девкам невольница. Соединяются в стаю самые первые перелетные грачи.

03 сентября

 Фаддей и Василиса. Василиса о льнах радеет. Уборка льна. Вовремя лён собрать – волокна не потерять, а семя и в снопах дозреет. Если этот день будет ясный, можно ожидать, что ещё четыре недели сохранится хорошая погода.

04 сентября

 Агафон – огуменник. Леший ночью в поле валит снопы, на гумне норовит всё перевернуть, бесится. Ветры-вихровеи раскидывают снопы по гумнам. Поздравляю тебя, батюшка – овин, с праздником, желаю тебе долгого стояния, а нам бы хлеб сушить да молотить во здравие. Уже бывают первые заморозки.

05 сентября

 Луппа – брусничник. А не будет утренника, так и во весь месяц не заморозит. Отлёт журавлей к этому дню предвещает раннюю зиму. Рыжий Луппа по спинам лупит – нагнись, брусника поспела, овёс в поле дошёл. Утренники (заморозки) уже бывают. Как 11 августа закалит, так и мороз сегодня залупит, утренник будет.

06 сентября

 День Евтихия. Старые люди примечали: «Дождь в этот день обещает сухую осень и хороший урожай на будущий год».

07 сентября

 День Тита – листопадника и Варфоломея. Кто в этот день родится, тому счастье в зрелости выпадает. Особое внимание уделялось овсу. Последние летние грибы: «Тит отдаёт последний гриб». Пришёл Варфоломей – жито на золу сей.

08 сентября

 Рябинник и Наталья – овсяница. Вторая встреча осени, косят овёс. Как рябины много, так сыра осень живёт, а как нет гораздо, так суха осень будет. На Наталью в одних местах овёс закашивают, в других же уборка его уже оканчивается. «Не вырастет овёс – наглотаешься слёз», – сокрушался лошадиный мужик. Несёт Наталья в овин овсяной блин, а Одриян – толокно, чтобы не было в овине пожара, чтобы работники добрым словом работу начинали. Холодный утренник в этот день – к ранней и холодной зиме.

09 сентября

 День Пимена Великого и Анфисы. Если ягод в этот день останется много, зима будет милостива. Подготовка посадочных ям. Птицы лакомятся ягодами рябины.

10 сентября

 Анна – пророчица и Савва – скирдник. Завершение уборки хлебов в скирды. Красно поле снопами, а гумно – скирдами. Славили урожай, начинались весёлые ярмарки. Хлеб складывается в клади, склады.

11 сентября

 Иван постный, Иван Предтеча, Иван Креститель, полетовщик. В старину строго соблюдали пост: нельзя было есть яблоки, картофель, капусту, то есть то, что напоминает голову, так как отмечался церковный праздник Усекновение главы Иоанна Крестителя. Для начала сентября не в диво погожее вёдро молодого бабьего лета (с 28 августа по 11 сентября). Иван постный – осени отец крестный. Иван постный пришёл, лето красное увёл. На Ивана постного собирай коренья рослые. В этот день собирают различные целебные коренья. 11-е сентября зовётся ещё полетовщик, то есть, уводящий красное лето. Отлет журавлей: «Иван Предтеча гонит птицу за море далече». Примечали: «Коли журавли на юг в этот день пошли, к ранней зиме». После этого дня убирают корнеплоды (кроме репы) и картофель. Репу дёргают после 26 сентября.

12 сентября

 День Александра Сиверского, свытник. Был обычай завить ячменные стебли с льняными да овсяными. Заговорить ниву на будущий урожай.

13 сентября

 День Куприяна. Начинают копать картофель, дергают корнеплоды (роме репы). Пора журавлиных кличей. Журавлиное вече – соревнуются птицы, чьи крылья сильнее, кому вести за собой стаю в далекие края. До этого дня клюкву не собирали, чтобы не спугнуть журавлей, которые, как говорили предки, перед отлётом кланялись клюкве, журавлиной ягоде. Также считалось, что того, кто нарвал ягоду раньше срока, ждёт беда: в девку вселится бесплодница, а у парня нечистый ум отберёт, или может мужиков и баб нечистая сила в топь уволочь. Старики предостерегали молодых: «Прежде срока ягоду-клюкву рвать – тьме угождать», «Ягоду-клюкву не тронь, покуда не полыхнёт она, не отгонит тьму в зыбучую топь!» Огородники могут с чистой совестью вырывать морковь и свёклу – подошёл срок сбора этих овощей.

14 сентября

 Симеон – столпник, Семён – летопроводец, проводы лета. Бабье лето сухое – осень мокрая. Если гуси улетают на Семён – день, жди ранней зимы. Если на Семён – день тёплая погода, то вся зима будет тёплая. Если первый день бабьего лета ясный и тёплый, вся осень будет тёплая и вёдренная, и наоборот. Коли бабье лето ненастно – осень суха, как чёрная ольха. Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме. На Семён день ясно – вся осень вёдренная. На Семён – день ветер дует из южного края – будет зима гнилая или тёплая. Обзаводились новым огнём – «живым». Семёнов день – сноп – именинник. С Семёна дня по 21-е сентября старое бабье – Марфино лето. С Семёна дня до Гурия (28 ноября) – свадебные недели. Старое бабье лето (Марфино) на дворе. Начало бабьего лета. Семён лето провожает. Бабе лето наводить. Оно продолжается две недели и бывает лучшей порой осени. Это 1-я встреча осени и последний срок сева озимых. Страда к этому времени обычно кончается.

15 сентября

 Мамонт – овчарник. Покровитель овец и коз, Федот и Руфина. Осенняя влага наполняла следы-копытца живительной силой. Поскотины стынут, запирай скотину. Убирали овчарни, а скотину выводили пастись. Федот и Руфина – не выгоняй со двора поутру скотину; выгонишь – беду нагонишь.

16 сентября

 День Василисы и Домны. Василиса со льнами торопится. Домна прибирала в доме. На Домну собирали в доме всякую рухлядь, чтобы приобрести благополучие на осень. Прибирай рухлядь по дому, наряжай половиком полы дома. Старую обувь, рваные мешки сжигали на грядке вместе с картофельной ботвой.

17 сентября

 День иконы Богородицы «Неопалимая Купина» и Вавилы. Вавила – луков день. В этот день начинают выкапывать лук из грядок. Крестьяне молились «Неопалимой Купине» о защите дома и скота от огня. Почитали косы, вилы, грабли. «Праздные вилы: вилы копён не кидают и пластов не поднимают, на работу не спешат, тихо в кусте лежат». Ходили поклоняться чудесной иконе. Этот день считался праздником острых вил.

18 сентября

 День Захария и Елисаветы. Гнали из деревни Кумоху. Она спины бабам гнёт, на руки корявость насылает, все болезни от неё.

19 сентября

 Михаил, Михайлов день. День укоротился на 5 часов. Если на деревьях лист желтеет снизу, то ранний сев хорош, если с верхних сучьев – хорош поздний сев. Михаил заморозком землю прихватил. Раньше на Михайлов день не работали. Рубеж первых утренников, заморозков.

20 сентября

 Созонт, лук – именинник. Если журавли летят высоко, неспеша и «разговаривают» – будет стоять хорошая осень! Заканчивают уборку лука. Лук в косицы плели девицы. Много одёжки на луковицах – быть зиме холодной. Птицы покидают журавлиную родину.

21 сентября

 Рождество Пресвятой Богородицы, Аспасов день, Осенины. Бабы встречали осень у воды: «Богородица пречистая, избави от маяты, надсады от души отведи, моё житьё-бытьё освети!» Вторая встреча осени. «Осенины прошли – прощайся с теплом». В этот день обновлялся в избах огонь: старый гасили, новый зажигали. День народного поминовения победы русских воинов на Куликовом поле (21 сентября 1380 года). День луковой слезинки – полагалось завершить уборку лука. С Рождества Богородицы – луковая неделя, женщины убирают лук.

22 сентября

 День Иоакима (Акима) и Анны – Божьих праотцов. День осеннего равноденствия. День с ночью равняется. Если сухой осенью трясогузки собираются в стаи – наступит ненастная и дождливая погода. Поднесеньев день, чествовали солнце, молили накопить сил и отогнать подступающую тьму. Солнечного тепла всё меньше. Чествование молодожёнов.

23 сентября

 Пётр и Павел – рябинники, день осеннего малого Петра и Павла. Рябинники – именины рябины. Зовут запастись ягодой впрок, ведь ветка рябины отгоняет нечистую силу. Рябина становится сладкой. Если рябины в лесу много – осень дождливая, если же мало – сухая. Старые люди считали, что нет рябины, так и осень не осень. Примечали: «Обильный урожай рябины – к сильным морозам».

24 сентября

 Федорин день, Федора – обдёра, Федора – замочи хвосты. Всякое лето кончается, и каждое лето до Федоры дотянет. Лето кончается, осень начинается. Федора осенние грязи зачинает. Ходят смотреть озимые всходы.

25 сентября

 Артамон. Артамон последний раз змей на волю выпускает, а потом затворяет их в норах. В этот день по лесам бродить – царя змей Василиска гневить. Змеи уходят на спячку в леса, в вертепы и прячутся. Начинаются дожди, слякоть – «разнопогодье».

26 сентября

 Корнилов день. В большинстве мест заканчивают убирать все корневые овощи, лён, коноплю. Дождь припадает к земле, ненастье на дворе. Считали, что с этого дня прекращается всякий рост растений: «Корень не растёт, а зябнет».

27 сентября

 Воздвижение Животворящего Креста Господня. В закрома клали кресты деревянные или просто две ветки крест-на-крест. В лес в этот день ходить нельзя, так как леший собирает там всех зверей, как бы на смотр перед зимой. В Воздвиженье нельзя начинать никакого значительного и важного дела, потому что всё начатое закончится либо неудачей, либо всё будет безуспешно и бесплодно. В этот день медведь залегает в берлогу. Воздвиженье, сдвиженье, первые зазимки, третья встреча осени. Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает. Воздвиженье, хлеб с поля сдвинулся – пошла последняя копна с поля. Коли ветер с севера, то следующее лето тёплым будет. На Воздвиженье птица в отлёт двинулась. Первой улетает и последней возвращается из обетованной страны кукушка, поэтому она зовется ключницей Вирая. Подвинулся белый свет, но упреждает тьму Божий Крест.

28 сентября

 Никита – гусятник, репорез. Высоко гуси летят – к дружному и высокому весеннему половодью, низко – к малой вешней воде. Гуси летят – зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу. Низко гуси летят – скорый снег сулят! Поклонялись водяному, чтобы не гневался на людей. Репа – мясо, режь да ешь. С этого дня начинали срезать репу, бить домашних гусей, стричь овец.

29 сентября

 День Евфимии Всехвальной, Евфимия – птичья костка. Такое название день получил потому, что предки в это время гадали по птичьей косточке о погоде приближающейся зимы. Вилкообразную грудную кость обычно брали от утки или глухаря и по твёрдости и жировому оплыву крестьяне судили, будет ли зима суровой или с оттепелями. Какой будет погода зимой, также можно узнать по листопаду и инею. Так, если ива рано утром покрывается инеем – значит, зима будет лютой, морозной. Это предположение подтверждает и поздний листопад. На катанки шерсть с овец стригли.

30 сентября

 День Веры, Надежды и Любови. Всесветный бабий праздник, бабья выть. В этот день женщинам разрешалось не работать, даже по дому, по хозяйству. Полагалось отплакаться с утра о себе, о родных, близких, вывыться, чтобы облегчить душу, а к вечеру бабы с чистой душой, миром и спокойствием устраивали бабьи, девичьи посиделки, чтоб «себя показать и на других посмотреть». Готовили специальные именинные пироги и крендели и угощали ими Софий, Вер, Надежд и Любаш. Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья почитаются в этот день.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *