Станция Насосная с двумя водонапорными башнями.

Станция Насосная с двумя водонапорными башнями.

  В нашем городе есть много исторических и памятных мест, о которых помнят всегда или вспоминают при соответствующих случаях. Есть и такие места, сооружения, здания, которые мы видим ежедневно, они привычны для нашего взгляда, нам известно их название, функциональное назначение и не более.

  В бурном потоке современной жизни мы не замечаем интереснейших и завораживающих картин, спрятанных под привычным, повседневным видом окружающей нас местности. А если присмотреться? Ведь кроме природной красоты и современных инноваций нас окружают и архитектурные сооружения, с глубокой и неведомой нам историей. Одно из таких зданий, обделенное вниманием общественности, находится на юго-западе нашего города, а именно по улице Железнодорожная. О нем и наш рассказ.

  Техническое название сооружения – «Станция насосная с двумя водонапорными башнями». В народе его называют – «водокачка», «водонапорная башня», «насосная станция» и даже «башни близнецы».

Уникальность башен.

  Внешне башни отличается от других строений своей уникальностью в архитектурном плане. Первоначально была построена юго-восточная, более приземистая башня. Строительство её началось в далеком 1914 году. Башня была сдана в эксплуатацию в 1916 году. Позднее, в 1922 году было начато строительство второй башни, более высокой. Вместе с ней была построена и насосная станция, которая соединила входы в башни. С 1926 года башни имеют привычный для нашего взгляда вид. В целом сооружение – это редкий пример композиционного решения насосной станции из двух башен, выдержанных в стилистике эпохи модерна начала ХХ века. Еще один факт уникальности заключается в том, что на территории Сибири было построено 13 подобных башен (но не «башен-близнецов»!, как в нашем случае). На сегодняшний день их осталось всего три, две из которых расположены на Алтае.

Конструкция башен.

  Разновысокие башни различных пропорций, но с близкими по стилистике деталями, объединены по нижнему ярусу прямоугольными помещениями, а на уровне третьего этажа – связью. Стены башен выложены в лицевой кладке. Толщина стен первого яруса 960 мм, а ведь это крепостные стены, толщина метр, второго яруса – 860 мм. Обе башни перекрыты высокими восьмигранными куполами.

Башни имеют три яруса. На уровне второго и третьего они соединены переходами: на втором уровне – кирпичным, на третьем – деревянным, небольшой высоты.

 

Северо-западная башня (более высокая) имеет три ряда окон, расположенных по двум взаимно перпендикулярным осям с четырех сторон. Над окнами (в обеих башнях) арочное завершение из клинчатого кирпича с замковым камнем.

  В башнях ярусы соединены лестницей, крепящейся к стене.

  Первоначально в башнях были установлены водоемные баки – в северо-западной башне на 120 куб. м., в юго-восточной башне бак на 90 куб. м. В настоящее время бак в северо-западной башне демонтирован. Сооружение до сих пор находится в эксплуатации.

В башнях ярусы соединены винтовой лестницей, крепящейся к стене.

Исторический экскурс.

А теперь немного истории.

  1914 год! Начало первой мировой войны. Всеобщая мобилизация. Мужское население эшелонами уходит на фронт. В нашей местности идет строительство Кулундинской ветки (ст. Татарская – ст. Славгород) Великой Сибирской железной дороги. В те далекие годы на железной дороге тяговым хозяйством были паровозы, для которых топливом являлись дрова, уголь и вода. Поэтому стратегически важным ресурсом при строительстве железных дорог была вода, которая была необходима для заправки паровозов. Для этого и строились водонасосные станции.

  Но вернемся к эпохе строительства башни. Идет война. Мужское население на фронте, строительство железной дороги необходимо продолжать. По этой причине к строительству водонапорной башни были привлечены наемные китайские рабочие, которые успешно справились с поставленной русскими инженерами задачей.

Памятник архитектуры

  Уникальность инженерной мысли при строительстве башен, скорее всего, понятна только специалистам, поэтому оставим эту часть для специалистов.
  Вглядитесь в величие этих стен, куполов башен, арочных проемов, винтовых лестниц, кирпичную кладку. Весь этот ансамбль переносит наше воображение в средневековый замок.

  Сейчас неказистость современных построек мы прячем за сайдингом, при этом основная задача современных построек – минимум затрат на строительство. А где уникальность? Где то, что радует наш взгляд? Где искусство?

  «Станция насосная с двумя водонапорными башнями» – признана памятником архитектуры и инженерной мысли! Категория охраны – постановление главы администрации Новосибирской области от 18.12.2000 года за № 1127.

Смотрите также экскурсию

Башни-близнецы

Поделиться статьей в соц. сетях

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *