В нашем городе есть много исторических и памятных мест, о которых помнят всегда или вспоминают при соответствующих случаях. Есть и такие места, сооружения, здания, которые мы видим ежедневно, они привычны для нашего взгляда, нам известно их название, функциональное назначение и не более. В бурном потоке современной жизни мы не замечаем интереснейших и завораживающих картин, спрятанных под привычным, повседневным видом окружающей нас местности. А если присмотреться? Ведь кроме природной красоты и современных инноваций нас окружают и архитектурные сооружения, с глубокой и неведомой нам историей. Одно из таких зданий, обделенное вниманием общественности, находится на юго-западе нашего города, а именно по улице Железнодорожная. О нем и наш рассказ. Техническое название сооружения – «Станция насосная с двумя водонапорными башнями». В народе его называют – «водокачка», «водонапорная башня», «насосная станция» и даже «башни близнецы». Внешне башни отличается от других строений своей уникальностью в архитектурном плане. Первоначально была построена юго-восточная, более приземистая башня. Строительство её началось в далеком 1914 году. Башня была сдана в эксплуатацию в 1916 году. Позднее, в 1922 году было начато строительство второй башни, более высокой. Вместе с ней была построена и насосная станция, которая соединила входы в башни. С 1926 года башни имеют привычный для нашего взгляда вид. В целом сооружение – это редкий пример композиционного решения насосной станции из двух башен, выдержанных в стилистике эпохи модерна начала ХХ века. Еще один факт уникальности заключается в том, что на территории Сибири было построено 13 подобных башен (но не «башен-близнецов»!, как в нашем случае). На сегодняшний день их осталось всего три, две из которых расположены на Алтае. Разновысокие башни различных пропорций, но с близкими по стилистике деталями, объединены по нижнему ярусу прямоугольными помещениями, а на уровне третьего этажа – связью. Стены башен выложены в лицевой кладке. Толщина стен первого яруса 960 мм, а ведь это крепостные стены, толщина метр, второго яруса – 860 мм. Обе башни перекрыты высокими восьмигранными куполами. Башни имеют три яруса. На уровне второго и третьего они соединены переходами: на втором уровне – кирпичным, на третьем – деревянным, небольшой высоты. Северо-западная башня (более высокая) имеет три ряда окон, расположенных по двум взаимно перпендикулярным осям с четырех сторон. Над окнами (в обеих башнях) арочное завершение из клинчатого кирпича с замковым камнем. В башнях ярусы соединены лестницей, крепящейся к стене. Первоначально в башнях были установлены водоемные баки – в северо-западной башне на 120 куб. м., в юго-восточной башне бак на 90 куб. м. В настоящее время бак в северо-западной башне демонтирован. Сооружение до сих пор находится в эксплуатации. А теперь немного истории. 1914 год! Начало первой мировой войны. Всеобщая мобилизация. Мужское население эшелонами уходит на фронт. В нашей местности идет строительство Кулундинской ветки (ст. Татарская – ст. Славгород) Великой Сибирской железной дороги. В те далекие годы на железной дороге тяговым хозяйством были паровозы, для которых топливом являлись дрова, уголь и вода. Поэтому стратегически важным ресурсом при строительстве железных дорог была вода, которая была необходима для заправки паровозов. Для этого и строились водонасосные станции. Но вернемся к эпохе строительства башни. Идет война. Мужское население на фронте, строительство железной дороги необходимо продолжать. По этой причине к строительству водонапорной башни были привлечены наемные китайские рабочие, которые успешно справились с поставленной русскими инженерами задачей. Уникальность инженерной мысли при строительстве башен, скорее всего, понятна только специалистам, поэтому оставим эту часть для специалистов. Сейчас неказистость современных построек мы прячем за сайдингом, при этом основная задача современных построек – минимум затрат на строительство. А где уникальность? Где то, что радует наш взгляд? Где искусство? «Станция насосная с двумя водонапорными башнями» – признана памятником архитектуры и инженерной мысли! Категория охраны – постановление главы администрации Новосибирской области от 18.12.2000 года за № 1127.
Смотрите также экскурсиюБашни-близнецы |
![]() ![]() ![]() |
Ещё записи
-
Башни-близнецы
Смотрите также статью Станция Насосная с двумя водонапорными башнями.