


|
Как уже говорилось выше, кукла для обрядов выступала в роли магического проводника между мирами. Силой магии куклу наделяла женщина, читая заговор при её создании. Сам заговор, в большинстве случаев, необходимо было произнести до конца, при этом ни разу не запнувшись и вместе с окончанием заговора завершить создание куклы. Иногда обряд требовал от женщины полного молчания. А положенный в этих случаях заговор, проговаривался мысленно. Только следуя всем обрядовым традициям можно было добиться ожидаемого результата. Кукол для обряда создавали к определенным явлениям: к календарным, семейным праздникам или событиям. Изготавливалась она накануне этого события, а порой и во время этого события. В этом процессе Времени отводилась особая роль. Ему (времени) по традиции присваивались положительные и отрицательные свойства. Положительное свойство это жизнь, отрицательное – смерть. Это понятие времени включает в себя природные границы- такие, как: полдень, полночь и соответствующие времена года. Так наивысшую угрозу для людей представляет собой время между полуночью и рассветом, как яркий пример из художественной литературы Гоголь Н. В. «Вий». Для года аналогичную угрозу представляют собой: зимнее солнцестояние и весна, что соответствует календарным праздникам период святочных недель: рождественские, крещенские и масленица. Разгул нечистой силы здесь в полном разгаре, вспомните опять же Гоголя «Ночь перед Рождеством». Для таких временных событий создавали очистительных кукол, наделенных способностью привлекать к себе всё отрицательное, опасное для жизни и удерживать это в себе. Окончанием такого обряда, как правило, было сжигание или иное уничтожение куклы. Считалось, что все беды и болезни приходят к человеку в опасное время, а удача и здоровье в хорошее. Это поверье распространялось и на создание куклы для обряда. Именно от выбранного времени обряд изготовления Куклы мог быть благополучным или опасным. Иначе говоря, одни и те же действия могли привести к прямо противоположным последствиям. Как уже говорилось выше, материал для куклы выбирался из вещей (одежды) наполненных духовным смыслом. Поэтому все запреты, связанные с изготовлением одежды, действовали и в обряде создания куклы. Труд женщины был запрещен в среду «Что Бог не даст, а в среду не прясть!» (постный день), в пятницу (постный день), в воскресенье. На святочной неделе, в дни праздников было запрещено прясть, ткать, плести, так же и на закате солнца. Вот один из примеров обряда проводимый в запретный период времени. За прялку садилась пожилая женщина. Для того чтобы обмануть нечисть и не дать злым духам нанести себе вред, женщина рядилась и изображала из себя кикимору. Пряла пряжу, но не простую, а закрученную в обратную сторону, то есть пускала нить слева и закручивала её в обратную сторону, обычно нить пускалась справа. Такой способ прядения нити считался присущим духам. Полученная, в результате обряда, пряжа использовалась в ворожбе и знахарстве. Как оберег применяли пряжу, полученную в Великий четверг. В обряде существовало очень важное правило. Всё сделать необходимо с первого раза. Связано это с поверьями, что нечистую силу можно убить с первого удара, а от второго она оживает. Отсюда, один и тот же хлеб садить в печь можно только один раз, в две метлы пол не метут. Куклы для обряда бывают одетые и не одетые. Одежда указывает на возраст и пол изображения. Вторые просто указывают на символ человека. Одиночные и парные, например для свадебного обряда. Иногда изготавливались целые композиции. Куклы для обряда имели размер ладони, пальцев, предплечья. Например, тайная женская кукла «На веретене» зависела от размера веретена.
|