Кукла для обряда. Часть первая.

Привычная кукла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   «Среди вещей, входящих в наше повседневное бытие с колыбели и затем сопровождающих нас в течение всей жизни, нет, пожалуй, вещи более очевидной и известной и вместе с тем более таинственной и парадоксальной, чем кукла.»

   Кукла наделена одной удивительной способностью и этот феномен выделяет её из множества вещей, которые окружают нас. Феноменальность заключается в способности куклы играть роль человека, что создает вокруг Куклы мистическую ауру. Вы только собираетесь взять в руки куклу, а уже мысленно ведете с ней разговор, видя перед собой не бездушную вещь, а некое одухотворенное создание. Пожалуй, до середины XX века, до массового появления в магазинах пластиковой игрушки, выпускаемой промышленными предприятиями огромными партиями, дети и в городах, и особенно в сельской местности, в первую очередь, играли тряпичными куклами. В современности, игра в куклы уже не содержит того глубокого смысла, какой в неё вкладывали наши предки. В прошлом жизнь для восточных славян и их соседей состояла из обрядов, а кукла при этом выступала в роли магического проводника между мирами.

Хранительница традиций.


 

 

  Испокон веков в семье поддерживает и хранит традиции женщина, бережно передавая их следующему поколению. Одна из таких традиций – создание кукол для обряда. В этом процессе участвовали и женщины, и девочки. В то время, когда женщины занимались созданием кукол для обряда, девочки, глядя на их работу, учились, изготавливая для себя кукол для игры. Поэтому и техника изготовления игровой куклы мало чем отличается от создания обрядовой, а порой и вовсе нет отличий.  Куклы для обряда создавались только по особой причине. Женщина, создавая такую куклу, наделяла её мистической силой, прежде всего за счет своего эмоционального настроя и глубокой веры в действительную силу своего создания. Уже на уровне создания куклы для обряда начинался ритуала.

   Поясним на небольшом примере: создание куклы из кусков ветхого платья. Выбранный для создания куклы изношенный костюм рассматривался не только, как утилитарная вещь, но самое главное это то, что принималась во внимание насыщенность вещи духовным содержанием. Ведь у платья есть своя история, своя жизнь. Начиналась она с посева льна и его дальнейшей обработки, сколько сил и времени было на это потрачено, сколько потов сошло. И вот лён собран и обработан. Женщина садилась за ткацкий станок и проводила за этим занятием длительное время. Сакральный смысл созданного таким образом холста очевиден – это связь человека и мира, который его окружает. Из холста шили одежду. Эту одежду носили члены семьи, вместе с которыми одежда участвовала и в радости, и в печали, принимала участие в обрядах, праздниках, как в календарных, так и в семейных. Ткань одежды изнашивалась. И вот наступало время, когда холст должен был вернуться на круги своя. Именно из такой одежды брались куски ткани, и создавались куклы для обряда.

Магическая сила.

 

 

 

 

  Как уже говорилось выше, кукла для обрядов выступала в роли магического проводника между мирами. Силой магии куклу наделяла женщина, читая заговор при её создании. Сам заговор, в большинстве случаев, необходимо было произнести до конца, при этом ни разу не запнувшись и вместе с окончанием заговора завершить создание куклы. Иногда обряд требовал от женщины полного молчания. А положенный в этих случаях заговор, проговаривался мысленно. Только следуя всем обрядовым традициям можно было добиться ожидаемого результата. Кукол для обряда создавали к определенным явлениям: к календарным, семейным праздникам или событиям. Изготавливалась она накануне этого события, а порой и во время этого события. В этом процессе Времени отводилась особая роль. Ему (времени) по традиции присваивались положительные и отрицательные свойства. Положительное свойство это жизнь, отрицательное – смерть. Это понятие времени включает в себя природные границы- такие, как: полдень, полночь и соответствующие времена года. Так наивысшую угрозу для людей представляет собой время между полуночью и рассветом, как яркий пример из художественной литературы Гоголь Н. В. «Вий». Для года аналогичную угрозу представляют собой: зимнее солнцестояние и весна, что соответствует календарным праздникам период святочных недель: рождественские, крещенские и масленица. Разгул нечистой силы здесь в полном разгаре, вспомните опять же Гоголя «Ночь перед Рождеством». Для таких временных событий создавали очистительных кукол, наделенных способностью привлекать к себе всё отрицательное, опасное для жизни и удерживать это в себе. Окончанием такого обряда, как правило, было сжигание или иное уничтожение куклы. Считалось, что все беды и болезни приходят к человеку в опасное время, а удача и здоровье в хорошее. Это поверье распространялось и на создание куклы для обряда. Именно от выбранного времени обряд изготовления Куклы мог быть благополучным или опасным. Иначе говоря, одни и те же действия могли привести к прямо противоположным последствиям. Как уже говорилось выше, материал для куклы выбирался из вещей (одежды) наполненных духовным смыслом. Поэтому все запреты, связанные с изготовлением одежды, действовали и в обряде создания куклы. Труд женщины был запрещен в среду «Что Бог не даст, а в среду не прясть!» (постный день), в пятницу (постный день), в воскресенье. На святочной неделе, в дни праздников было запрещено прясть, ткать, плести, так же и на закате солнца. Вот один из примеров обряда проводимый в запретный период времени. За прялку садилась пожилая женщина. Для того чтобы обмануть нечисть и не дать злым духам нанести себе вред, женщина рядилась и изображала из себя кикимору. Пряла пряжу, но не простую, а закрученную в обратную сторону, то есть пускала нить слева и закручивала её в обратную сторону, обычно нить пускалась справа. Такой способ прядения нити считался присущим духам. Полученная, в результате обряда, пряжа использовалась в ворожбе и знахарстве. Как оберег применяли пряжу, полученную в Великий четверг. В обряде существовало очень важное правило. Всё сделать необходимо с первого раза. Связано это с поверьями, что нечистую силу можно убить с первого удара, а от второго она оживает. Отсюда, один и тот же хлеб садить в печь можно только один раз, в две метлы пол не метут. Куклы для обряда бывают одетые и не одетые. Одежда указывает на возраст и пол изображения. Вторые просто указывают на символ человека. Одиночные и парные, например для свадебного обряда. Иногда изготавливались целые композиции. Куклы для обряда имели размер ладони, пальцев, предплечья. Например, тайная женская кукла «На веретене» зависела от размера веретена.

Места и время хранения.

   В представлении предков дом и его пространства были живыми, наполненными духами. Шёл постоянный диалог, в котором участвовали, с одной стороны человек, а с другой стороны духи, наполнявшие дом. Часто в качестве посредника этого диалога выступала кукла. Наговоренную Куклу бережно и ревностно охраняли. Для этого отводилось особенное место в избе. Для каждого вида кукол свое место: красный угол, окно, печь, сундук, приданное. Так, например, красный угол заселяли куклы: «Зерновушка», «Очистительная». На печи находили свое место «Трясовицы». Были среди кукол и такие которые меняли свое место, так «Малая масленица» постоянно жила в красном углу, но на масляной недели выставлялась на окно. «Куватка» начинала свое существование в доме с колыбели, а после рождения ребенка подвешивалась над ней. «Кукла на веретене»- особая женская кукла, хранилась в сундуке, запертом на ключ, чтобы даже случайно её не увидел и не потрогал мужчина. Для каждого конкретно ритуала создавалась уникальная кукла. Этим обстоятельством и обусловлена продолжительность её жизни. После выполнения предназначенной ей роли, она сжигалась в огне, топилась в воде, закапывалась в земле, превращалась в утиль или в игрушку для детей. То есть с ней совершались те действия, которые входят в сам ритуал или не противоречат совершенному ритуалу, после его исполнения. Например, «Трясовицы», «Зерновушки» жили с осени до весны. Срок жизни куклы, замещающей реального человека, был ограничен только необходимым сроком для разрешения проблемы, как то срок отсутствия близких родственников. Однако некоторые из них хранились долго. Куклы, заговоренные для свадьбы, хранили всю жизнь. Созданная из ткани, взятой из подола одежды матери, «Утешительница», бережно сохранялась очень длительное время. «Куклу на веретене» и ей подобные куклы, разбирали сразу после решения проблемы, на которую она была заговорена, а само веретено использовалось по назначению.

Особенность обрядовых кукол.

   В поверьях многих народов, злые ли, добрые ли духи, проникают в человека через естественные отверстия на теле: уши, рот, нос, глаза. Кукла же изготовленная для обряда, несла в себе частицу, связывающую её со своим создателем или с человеком для которого она предназначается. Для защиты от возможности проникновения зла в человека через куклу, детали лица не рисовались. Голова поэтому безликая. Известны случаи, когда на лице вышивался крест, который символизировал солнце. Такую куклу использовали как оберег. Куклы преимущественно создаются в образе женщины. В мифологии славян именно персонажи женщин выступали в роли покровительниц домашнего очага, брака, плодородия, судьбы. Поэтому и в куклах просматривается образ матери. Более того, как признак материнства, обязательно присутствовала грудь. Есть куклы, которые изображают мужчину. «Андропушка», «Кузьма и Демьян», «Крестец», «Герман». «Андропушка» помогал сберечь силы земли, необходимые для плодородия. Для этого его хоронили. «Герман» защищал от засухи (интересен материал, из которого его создавали, для этого воровали метлу из дома, где должна была рожать женщина).


Куклы

Приведем примеры только основных кукол для обряда. Так как в рамках небольшой статьи, только перечисление с кратким описанием обряда, займет значительное место в предлагаемом тексте.

 

Продолжение следует…


 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *