Святочные гадания.

«Нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки.»

М. Забылин

   Святки это смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. К обрядам языческим принадлежат: гадание, игры, наряды и т.д., славление, то есть хождение детей со звездою и подобными предметами. Эти обычаи существовали в Римской империи, в Египте, у греков, в Индии… Например, египетские жрецы, празднуя восстание Озириса или Новый год, надевали на себя маски и костюмы, соответствующие божествам. Подобные обряды проводились у персов в день рождения Митры, в Индии – Перун, Монгол, Угады. У римлян праздники назывались днями солнца. «Готские игры», которые совершались при дворе императора о Рождестве Христове. В играх участвовали ряженные в вывернутых тулупах и шубах, в масках или с раскрашенными лицами. Участники получали подарки за пропетое ими государю многолетие. У северных народов являлся ночью в дом дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанный в черный плащ, принимал подарки, как у русских в гаданиях на Святки – суженный-ряженный. У кельтов и германо-скандинавских племен (Иольский праздник) убивали вепря, как священное животное и над этим животным давали клятву королю. Все это сопровождалось играми, плясками, застольем. Позже к празднованию присоединились гадания, приметы, суеверия… В это время употребляют свинину и пироги в форме свиней.

  На Руси святочные гадания проходили с 6 по 19 января (по старому стилю с 25 декабря по 5 января). Установить первоначальное появление этих гаданий нет никакой возможности, об этом не сохранилось никаких письменных свидетельств. Святочные гадания усваивались в русской жизни на протяжении многих веков, отмечая их самобытность, нужно заметить, что в обрядах отразились и элементы, почерпнутые у соседних народов. Поэтому в разных местностях гадания отличаются друг от друга. Все гадания проходят вечерами. Каждому гаданию свое время – вечер, полночь, приготовление ко сну и т.д..

   На святках все возрасты принимали участие в веселье, особенно женский пол. Молодые  люди  среди  игр  и  веселий  выбирали для  себя суженых; старики рассказывали про старину; старушки подтверждали разными опытами достоверность гаданий. И все это совершалось вечерами, в полном собрании многих семейств.

Вечерние гадания.

   Вечерние гадания начинаются сразу после захода солнца. Вот некоторые из них.

Гадания на вещах.

   Молодые люди обоего пола, собираются вместе в вечернее время, берут кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи, кладут их в блюдо вместе с кусочками хлеба, накрывают полотенцем или салфеткой. Начинается гадание. Поют песню, посвященную хлебу и соли. И по одному начинают вытаскивать из-под полотенца вещи. В это время тоже поют песни, различного содержания. Так как вещь не всегда принадлежит вытащившему её, назначают выкуп хозяину. Это вроде домашней лотереи. Из содержания песни, которая в это время поется, выводили себе предвещание. Последнему, вынувшему вещь, пели свадебную песню, предвещая скорый брак. После этого катали кольца по полу, наблюдая, куда оно покатится, если к двери, то для девушки близость брака, для мужчины – отъезд.

Окликание. Проводится под Новый год. Девушки собираются все вмести в какой-нибудь избе. Берут заранее приготовленный пирог и выходят на перекресток. На перекрестке, каждая из них, спрашивает первого встречного человека о его имени. Считается, что таким именем будет называться их суженный. Есть гадание, когда окликают с блином на голове.

Слушать под окна. Идут слушать под окна чужих домов. Здесь важно не содержание подслушанного разговора, а эмоциональное содержание его, т. е. веселый, скучный разговор. Согласно услышанным эмоциям предрекается жизнь в замужестве.

 Полено из дровяного сарая. Идут в темноте в дровяной сарай, берут полено из поленницы и потом в избе смотрят: если оно гладкое, то муж будет хороший; а если кому попадется суковатое, особенно с трещинами, то он будет дурной и сердитый.

 Лошадь через оглоблю. Выводят из конюшни лошадей через оглоблю. Если она зацепит оглоблю ногами, то муж будет сердитый; если же перескочит чрез нее, то муж будет тихий и смирный. Еще гадание. Завязывали лошади глаза, садятся на нее, и пускают по воле, в какую сторону пойдет, туда девушке замуж выходить.

Слушают под церковью. Если подслушают пение — «со святыми упокой», то это предвещает смерть; если услышат что-нибудь свадебное, то означает, что в том же году выйдут замуж.

Курица. Для этого гадания нужны: вода, хлеб, кольцо золотое, кольцо серебряное, кольцо медное. Эти вещи раскладывают на полу в разных местах в доме. Приносят курицу в дом и пускают, там, где приготовлены вещи.  Если курица будет пить воду, то муж будет пьяница; если будет клевать хлеб, то муж будет бедняк; если возьмет кольцо золотое (или подойдет к нему), то муж будет богач; если серебряное, то муж будет ни богат, ни беден; если же сдвинет с места медное, то будет нищий. Еще обряды с курицей. В некоторых местностях ходили по курятникам и с закрытыми глазами или в полной темноте снимали с нашеста курицу, какого цвета курица, такого цвета и волос у суженой или суженого. Еще. Пускали в дом курицу и петуха, наблюдали, если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый, но если курица будет храбриться, то это знак того, что жена будет одерживать верх над мужем.

Курица и петух. Связывают вместе курицу и петуха хвостами. Наблюдают, кто из птиц будет тянуть другую. Если петух, то муж будет держать жену в руках строго, если курица, то жена будет верховодить.

Лестница. Пересчитывают в лестницах балясы, говоря: «Вдовец, молодец», и, доходя до последней, смотрят: на каком слове остановились, такой будет и муж.

Лай собак. Выходят к забору и говорят: «Залай, залай, собаченька, залай, серенький волчок», «Где залает собаченька, там живет мой суженный!» В какой стороне услышит девушка лай, в той стороне будет жить замужем. Если лай раздается рядом с домом, значит замуж отдадут не в дальнюю сторону; если же лай будет тихий, едва слышный, то будет выдана замуж на чужую сторону. Если лай хриплый, значит – брак со стариком, если звонкий и тонкий лай – молодой жених.

Топор. Вбивали в топор деревянный кол и держали его обеими руками так, что вращать кол было легко, и при вращении произносили имена собравшихся девушек, на чьем имени топор покривится, та из них в этом году замуж выйдет.

Яйцо. Берут стакан, наполненный чистой водой, в воду осторожно выпускают содержимое яйца, а потом по расположению белка в воде судят о будущем.

 Головной убор. Берутся три вещи: деталь от головного убора, кусок хлеба, кусок дерева. Все вещи помещаются в пустой чистый горшок, иногда это действие сопровождается наговорами. Закрыв или завязав глаза вытаскивают первую попавшуюся вещь. Если головной убор – выйти замуж, хлеб – оставаться девушкою, дерево – гроб.

Лучина. Лучину обмакивали в воду студёную (прорубь, колодец и т.д.). Поджигали её, у кого загорится быстро, то это знак долгой жизни, у кого не загорится вовсе, тот умрет. Если горит, но с треском и горит не ровно, то в течении года гадающая будет болеть.

Ворота. Бросают туфлю с левой ноги через ворота на улицу, потом выходят сами на улицу и смотрят: в которую сторону он обращен носком, там и быть замужем. Если обувь носком к воротам, то беда, в этот год не быть ей замужем.

 Окна соседей. Идут смотреть в окна соседей во время ужина. Если сквозь щели в занавесках заметят сидящих за столом с головами, то предвещают себе, что будущие родные все будут живы; если же видят без голов, то думают, что они скоро все вымрут.

 Под ворота. Выносят воду на двор, льют немного под верею (столб ворот), берут в горсть снег. Приходят в дом, смотрят: какого цвета снег, таков будет и суженый.

Сковорода. Кладут на стол солому, комом, ставят на неё сковороду, в сковороду кладут камень и немного наливают воды. Вытаскивают по очереди соломинки из-под сковороды, в звуке производимым камнем на сковороде слушают имя будущего жениха.

Стог соломы. Подходят к стогу и с закрытыми глазами берут ртом соломинку. Если соломинка с колосом, то в замужестве будет богатая, если без колоса, то бедная.

Бобы. «Чужую беду бобами разведу, а к своей-то беде и ума не приложу». Гадание проводится 41 бобом. Сам обряд гадания длителен и здесь мы не будем приводить его описание, заметим только, что вопросы решались серьезные, приведем их полностью. Бобы особым образом раскладывались по кучкам, которые назывались: голова, рука, сердце, нога в походе и соответствующие им вопросы. Голова – вопросы об уме, способностях и о характере. Рука – имение, богатство, бедность. Сердце – печаль, радость, чувство, любовь. Нога в походе – путешествие, дорога, письма, отъезд, отправка.

Ключ. Берут ключ и книгу. Ключ вкладывают между страниц, книгу плотно перевязывают, чтобы ключ был зажат. Через отверстие в ключе продевают веревку и подвязывают, таким образом, книгу под потолок. Загадывают, кто выйдет замуж из находящихся здесь девушек. Начинают произносить имена, на чьем имени книга повернется, тому в этом году и замуж.

Книга. Берут книгу, духовного содержания, и, не раскрывая её, задают страницу и строчку сверху или снизу страницы. Задумывают вопрос, открывают книгу и читают строку, это и есть ответ на заданный вопрос. Если ответ не прямой, то его растолковывают по своемому.

Полуночные гадания.

   Полуночные гадания всегда начинаются с 12 часа ночи. В них участвуют взрослые девушки, в присутствии опытных старушек.

Проезжающий. Гадающие девушки садятся у окон, приговаривая: «Суженый, ряженый! поезжай мимо окна». Если услышит проезжающих с криком, с свистом, то предрекает себе жизнь веселую и хорошую; а когда проезжающий тихий, то предрекает себе замужнюю жизнь в бедности.

 Ключи. Вывешивают за окно ключи, щетку. Кто из проходящих их пошевелит, спрашивают его: «Как звать?» Думают, что этим именем будет называться суженый.

Скорлупа грецких орехов. Берут скорлупу от грецких орехов, режут восковые свечи на маленькие кусочки, вставляют в скорлупы, пускают плавать в чашку, наполненную водою. Потом каждая из девушек зажигает свечки своей скорлупы. Наблюдают: если скорлупа потонет, та умрет незамужнею; у которой сгорят свечки быстрее, та раньше всех выйдет замуж; а у которой будет гореть дольше всех, той не бывать замужем.

Для отчаянных. Без света. Отчаянная девушка накрывает в пустой комнате стол скатертью, кладет прибор, кроме ножа и вилки, и говорит: «Суженый, ряженый! приди ко мне поужинать». Все окружающие выходят в ближние покои, а она, оставшись одна, запирает двери, окна, садится за стол с ожиданием суженого. Признаки приближения суженого следующие: ветер жужжит под окнами, с свистом; удары в окна, в дверь; смрадный запах. Потом является суженый. Девушка должна сидеть на своем месте, молчать на все вопросы, замечать черты лица и платье. Суженый садится за стол, начинает говорить. Девушка вместо ответа спрашивает: «Как звать?» Суженый говорит имя, вынимает что-нибудь из кармана. В этот миг девушка должна говорить: «Чур моего места! чур моей загадки!» Суженый исчезает, оставляя на столе вещь, им принесенную. Если она оробеет и не зачурает, то суженый производит разные проказы.На всякий случай брали с собой петуха для того, что если не поможет зачурание и гость засидится, то надо на петуха надавить, чтобы он запел и видение тогда исчезнет.

Скатерть. Девушки выходят на двор, берут скатерть за края, старушка насыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий— молодого, толстый — вдовца.

Лебедь и лебедка. Делают с вечера из воску стадо лебедей по числу девиц. Лебедку окрашивают румянами, а лебедь остается белым. Гадальщицы выбирают для себя лебедя с лебёдкой, опускают в чашку с водою и накрывают платком. Пред сном, смотрят, как плавает лебедь с лебёдкой? Если плавает вместе, то замужняя жизнь будет согласная; если разошлись порознь, то будет вражда.

Для самых отчаянных. Самые отчаянные и пожилые девушки выходят в лунную ночь на реку послушать в прорубь. Нянюшки стелют воловью шкуру. Девушки садятся слушать и смотреть в воду. Которая выйдет в этот год замуж, та увидит своего суженого в воде, точно в таком наряде, в каком он придет на сговор; которой же сидеть в девках, та только услышит один стук из воды.

Рюмка и кольцо. Наливают с вечера в рюмку воды, опускают кольцо и выставляют на мороз. Перед сном нянюшки приносят рюмку и смотрят: сколько бугорков, столько родится сынков, а сколько ямок, столько дочек.

Туфли. Нянюшки с вечера обсевают золой туфли и прячут под кровати, якобы втайне от девушек, между тем как каждая заранее договаривается об этом. Девушки встают и смотрят: на чьих башмаках будет больше золы, тем предрекается большое богатство.

Гребешок и пряжа. Берут вечером, как только стемнеет, без света, с кудели пряжу, начесывают на гребень и спускают за окно. Пред сном, смотрят: какого цвета волосы на гребне, такие будут и у суженого.

Коровья кожа. Несколько девушек берут скатерть, хлеб, ножик и коровью кожу. Идут на перекресток, расстилают там кожу, кладут хлеб и очерчивают круг ножом на коже вокруг хлеба. Садятся в пределах круга и накрываются скатертью, берут друг друга за мизинец, делают завещание, чтобы судьба их известила, что случится в нынешнем году, и в таинственной тишине ночи прислушиваются. Говорят, что разное чудится и все сбывается. Однако, «ПЕРЕКРЕСТОК СУДЬБЫ». Тут же на перекрестке есть гадание с зеркалом и еще много разных гаданий. Да и сам перекресток выбирать надо правильно.

Зеркало. Только для самых отчаянных и смелых девушек. Это гадание приносит самое детальное представление о будущем. Гадание в зеркале, или наведение зеркал, всегда сопряжено с тишиной и молчанием, безлюдностью, для этого избирается время – полночь или сразу после полуночи. Средств к гаданию на зеркалах много. Что бы осветить этот вид гадания, необходима отдельная статья, где можно было бы затронуть все стороны обряда и наиболее распространённые способы. Заметим, к гаданию на зеркалах могли прибегать, только девушки здоровые и с крепкой психикой, в противном случае можно испытать такой испуг, который отразится на здоровье гадальщицы.

Гадания на сон.

   Гадания на сон совершаются девушками по указанию старушек и, для большей действительности, людьми посторонними.

Мостик. Собирают из прутиков мостик, кладут под подушку. Девушка, ложась спать, говорит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня чрез мост». Суженый является во сне и переводит за руку через мост.

Гребешок. Кладут под подушку гребенку, говоря: «Суженый, ряженый! причеши мне голову». Суженый является во сне и чешет голову.

Полотенце. Вывешивали на ночь белое полотенце в окно со словами «Суженый, ряженый, приди и утрися». Если поутру полотенце мокрое, то в этом году замуж, сухое, то нет.

Соль и вода. Берут наперсток соли, наперсток воды, смешивают и едят. Ложась спать, девушка говорит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст». Суженый является во сне и подает пить.

Четыре короля. Кладут под подушку четырех королей и говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне». Суженый снится во сне в виде какого-нибудь короля.

Снег. Ложатся в снег, а по утру идут смотреть: если след остался по-прежнему гладким, то будущий муж будет смирен и гладок, если же место будет иссечено, то вздорный и драчливый.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *