01 мая
День Кузьмы свекольного, морковного. Если солнце взошло ясно, то быть и лету ясному. Зацветает ива-бредина, а она указывает на начало сева редиса, моркови и свеклы, лука и укропа. Жгли с появлением первых ростков костры охранительные, чтобы озимые крепче стояли. Сей морковь и свеклу на Кузьму.
02 мая
День Ивана – ветхопещерника. Если начало мая тёплое – в конце будут холода, и наоборот. Одевали весну в новину. Советовали: «На ветхопещерника обновляй новину (т.е. холст), чтобы она отбеливалась под солнечными лучами». Холстом нового урожая одаривали весну, расстилая его на лугу.
03 мая
День Фёдора. Влагу соберёшь, так и с поля повезёшь. В поле поработаешь – в амбар свезёшь. Могилы прибирали, обсевали, окликали предков. Покойники тоскуют по земле.
04 мая
Прокл глиновяз, водошлёп, проклятие нечистой силы. Горшечники глину щупали: «Дошла ли?» Посуду «творили», хлебные зёрна в глину замешивали, чтобы вода в такой посуде не застаивалась, чтобы добрая еда не кисла. Пшеница хорошо родится, если весной муравей сытый и чистый. Рано зацвела черемуха, будет тёплое лето.
05 мая
Лука. Ведьмы стелят белое полотно на росную траву и водят хороводы. Если девица хотела приворожить парня, то должна была незаметно встать в круг ведьм, оторвать от белого полотна лоскут и после дать любимому лицо утереть. На Луку высаживают на грядки лук. Ночью заморозит, так сорок утренников ещё морозов на хлеб падёт, сорок утренних морозов на всё лето, пока хлеб в поле стоит.
06 мая
Егорий (Юрий) Вешний, Георгий Победоносец, Юрьев день. 3-я встреча весны. Егорий из-под спуда зелёну травку выгоняет. Егорий весну начинает, а Илья (2 августа) кончает. Егорьева роса целебной почиталась. Ребятишек гнали босыми со двора на Егорьеву росу и заклинали от семи недугов. Егорий с росой, Николай (22 мая) с травой. Егорий с кузовом, Никола с возом. Егорий с теплом, Никола с кормом. Если Егорий тёплый – со дня на день жди лета. Коли на Юрия берёзовый лист в полушку, с Успенья (28 августа) клади хлеб в кадушку. Кукушка до Егория голос подала – к неурожаю и падежу скота.
На Егория мороз – будет просо и овёс, и гречи хороши. На Юрия снег – урожай на гречу, на Юрия дождь – гречи недород. Пастухи давали обет скотину пасти, беречь от всякого зверя и заботиться о стаде. По народному поверью, Егорий обладает волшебными ключами, которыми отмыкает весеннюю землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав. Считалось, что настоящая весна начинается с Юрьева дня: «Юрий на порог весну приволок». Утро ясное – ранний сев, ясный вечер – поздний. Этот день ещё зовётся скотопас – начинают пасти коров.
07 мая
Евсей. Больно уж к земле пригнетало в этот день. Заговаривали землю и воду. Когда на дороге грязь, тогда овёс – князь. Маету отводили от всех родных. Пришёл Евсей – овсы отсей. Сей рожь хоть на часок в попелок, а овёс хоть в воду, да в пору. Сеют не раньше, чем оттают луга, да если на пашне не мёрзнет нога. Раннее яровое сей, когда вода сольёт, позднее – когда цвет калины в кругу будет.
08 мая
Марков день, Марк – ключник. В этот день летние горницы обходили с крапивой, выгоняли нечистую силу, мыли полы. Если пташки летят на конопляник, будет урожай конопли. Землю согрело – не опаздывай с севом. Малая пташка соловей, а май знает. На Марка небо ярко, а бабам в избе жарко. Прилетали певчие птицы стаями. Цветёт чистотел (ласточкина трава).
09 мая
День Стефана, Степана – пашнепашца. Копали гряды у дома, заговаривали, чтобы всякий овощ силу набирал.
10 мая
Семён – ранопашец. Как лист березы развернётся полностью, так можно сажать картофель. Кто первым сеет, тот первым и собирает. Лес в листву одевается, жаворонок запел. Отхаживали от двора из отворённой земли вышедших духов, что звериное и птичье обличье приняли. Пора пахать, когда гром гремит.
11 мая
Максим – целитель от лихорадки. На Максима отпаивали больных берёзовым соком. Отпаивали больных первыми травами: крапивой, мать-и-мачехой, подорожником. Тёплый ветер приносит здоровье.
12 мая
День Василия. В этот день толковали сновидения. Макушка ивы без вербы (барашков) – хлеб созреет скоро, будет ранним. От девяти напастей надо в этот день заговоры сказать, чтобы кровь эти напасти не сушили, по жилам не ходили, опухоль не наводили, костей не ломали, суставов не воротили и избавляли от оспы.
13 мая
Яков – предсказатель погоды на лето. В путь не выезжали, не ополоснувшись заговорной водой. Считалось, что теплый вечер и звездная тихая ночь – к ведренному, сухому лету, урожаю. Ясный выход солнца – вёдрое лето.
14 мая
Еремей – запрягальник. Коли на Еремея погоже – уборка хлеба пригожа. Начало пахоты, сева: «Еремей, Еремей, про посевы разумей». На Еремея непогода – всю зиму промаешься. Начало широкого хода весенних полевых работ. По ранней весне шли на посев. Примечали: «Непогода в этот день сулит суровую и холодную будущую зиму». Сей неделю после Егория да другую после Еремея. Советовали: «Днём раньше посеешь, неделей раньше возьмёшь».
15 мая
Борис и Глеб сеют хлеб. Борисов день – свистозарник, соловьиный праздник, начинают петь соловьи. Если в свой «соловьиный день» соловьи запоют, то это добрая примета: по соловьям погода. Если соловья услышишь раньше кукушки – счастливо проведёшь лето. Соловьиный день, день кукушек. Соловей начинает петь тогда, когда может напиться росы с берёзового листа. Соловей запел – вода пошла на убыль в реках и водоёмах, можно начинать посевную. Соловей поёт всю ночь – будет солнечный день. Соловей в середине мая запел – к дружной весне.
16 мая
Мавра – рассадница, зелёные щи. Зелёные щи в поле тащи. Некогда от надела отойти пахарю, вот и хлебал он весенние щи в поле. Рожь в сыру землю не сей: обожди часок, да посей в песок. Соловьи запели перед Маврой – дружно зацветает весна.
17 мая
Пелагея. Воронья заступница. Порой гонима людьми, как птица ворона. И то, что скажет, то будет. «Пришла, накаркала»,– так ей вслед говорили. На дубе лист в пятак – быть яровому так.
18 мая
Ирина – рассадница. На Ирину худая трава с поля вон. Пора рассаживать на гряды капусту, заговаривая рассаду: «Не будь голенаста – будь пузаста, не будь пуста – будь туга, не будь красна – будь вкусна, не будь стара – будь молода, не будь мала – будь велика».
19 мая
Иов – горошник, Иов – росенник, огуречник. Большая роса – к урожаю огурцов и гороха. Дождь в мае хлеба подымает. Если во время цветения рябины на лугах будет много кобылки – жди сухое жаркое лето. Если Иов – горошник росы распустил – к урожаю овощей! Пион распустился – можно сеять огурцы, тыкву, бобы. Пришло время обильных рос. В этот день сеяли горох и огурцы. Примечали: «Ясный день на Иова – к урожаю огурцов». Росенник велит босыми ногами по земле ходить, сухостоя в ногах не копить. С росянки – травы, как из чарочки зеленой, пили влагу.
20 мая
День Нила. Прогоняли лошадей по речной воде, окатывали их в полдень из вёдер, что с утра на солнце выставлены. У кого весной простой, у того и амбар пустой.
21 мая
Арсеньев день. Пшеничник Иван. День с дождями – гриб пойдёт полками. Не сей пшеницу до появления дубового листа. Пшеницу сей, когда черемуха зацветает. Сеяли пшеницу. Погода подсказывала сроки сева.
22 мая
День Николая Чудотворного. Николы – весеннего, тёплого, травного. Велика милость мужику на Николин день, когда поле польёт дождичком. Где гроза, там и гром. Городи городьбу после Николиного дня, не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой. Горлица заворкует – пора сеять коноплю. До Николы крепись, а с Николы живи, не тужи. Егорий с ношей, Никола с возом. Ласточка прилетела – гром загремит. Никола вешний с теплом. Никола весенний лошадь откормит, осенний (19 декабря) – на двор загонит.
На Николу гром – к тёплым дням, большим хлебам. Николин день – праздник конюхов. Ольха зацвела – сей гречиху. От Николы вешнего осталось 12 морозов – утренников, коли не весной, так на Семенов день (24 сентября). Первый гром в мае – признак наступающего тепла. Сказывали: «Пришел бы Николин день, а там будет тепло!» С Николы вешнего выгоняют лошадей в ночное. Хорошо растут травы с этого дня. Время сева.
23 мая
Симон Зилот. В этот день сбор трав, поиск кладов. Заповедь одна на всех – пахать не грех! Земля именинница. В этот день можно копать коренья. Коли босая нога терпит холод в борозде, то и сей пшеницу. Шли по коренья деревенские ворожеи. Выплакивали крестьянки земле свои тяготы.
24 мая
Мокей мокрый, мокросей. Коли на Мокея туманно и багряный восход солнца, жди лета с грозами. Примечали: «На мокросея мокро – жди лета еще мокрее – все лето таково (мокрое), и наоборот».
25 мая
День Епифана. Если на Епифана утро в красном сарафане (кафтане), то лето будет сухое, пожарное. Жёлтые цветки акации раскрываются и выделяют много нектара перед дождём. Зацветает рябина. Заклинали у рябины избу от молнии, от пожарного лета, домочадцев от грозы. Рождённая в этот день голосиста была, красно одевалась.
26 мая
Лукерья – комарница. Гречиху надо сеять, когда зацветает рожь. Если в этот день пожалят комары, то ягоды родятся в большом изобилии. Начинается сбор лекарственных трав. Появляются комары. Примета на потепление особенно в ночную пору. Комар покоя не даёт, вечером со двора гонит, клубом в сени валит.
27 мая
Сидор – огуречник. До Сидоров порой заморозки бьют, сивера-холода на перекрёстках застаиваются. Если весь день будет ясный, жди хорошего урожая огурцов. Примечали: «На Сидора сиверко, и всё лето таково!» Прошли Сидоры, прошли и сиверы.
28 мая
Пахом – бокогрей. Солнце начинает пригревать сильнее. Можжевельник зацветает – пора ячмень сеять. Пришёл Пахом, запахло теплом. Примечали: «На Пахома тепло – все лето тёплое».
29 мая
Фёдор – житник, суровый. Зацвела рябина – наступит тепло. У него забота – ячменное поле заборонить.
30 мая
Андрон с дождём. Когда жара, заклинали небесные ворота открыться, дать земле дождя, а если ненастье стояло, то просили солнце сойти на землю.
31 мая
Федот – овсянник. Наступление тепла. В народе замечают про этот день, увидевши совершенно развернутый дуб, что земля принялась за свой род. Вечерний лес теплее поля – к вёдру. Дождь в мае лишним не бывает – хлеба поднимает. Дуб одевается – скотина наедается. Если рябина зацвела поздно, то осень должна быть долгой. Много майских жуков – к засухе. Много паутины – к жаркому лету. На дубу лист в пятак, быть яровому так. Не сей пшеницу прежде дубового листа. Придёт Федот, последний лист дубовый развернёт. Примечали: «Коли на Федота на дубу макушка с опушкой – будешь мерить овёс кадушкой». Семь дев сеют лён. В голубое бабы и девки рядились, чтобы земле в чистоте показаться.
Смотрите весь “Народный календарь” в рубрике.
Смотрите Все наше видео.
Комментарии