01 августа
Макрида (Макридин день). Указчик осени. Дождь с утра – не жди добра: будет осень вся мокра. Если на Макриду дождь, не будет орехов. Коли на Макриду мокро, то страда ненастная. Смотри осень по Макриде. Макрида мокрая – и осень мокрая. Макрида сухая – и осень тоже. Макрида осень сряжает, а Анна (7-е августа) – зиму. Оводы кусаются последний день. Полетел пух с осины – иди за подосиновиками. Примечали: «Коли на Макриду дождь – в следующем году уродится рожь». Рождённая в этот день наряжалась в синее платье, надевала атласные туфельки и садилась у окна, красовалась. Приносили ей в дар колосок с поля, она колоски связывала красной тряпицей. А зимой настоем распаренных этих колосков умывали заболевшего человека. Верили, что жар таким образом можно снять.
02 августа
Илья Пророк, Илья грозный, Ильин день. Во что Илья, в то и Воздвиженье (27 сентября). В Сибири с Ильина дня начинали жатву ржи. Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню. До Ильи мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается. До Ильина дня сено – пуд мёду, после Ильина дня – пуд навозу. До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня – против ветра. Илья жниво зачинает, лето кончает. На Ильин день дождь – будет мало пожаров. Вёдро – много. На Илью до обеда лето, после обеда осень. Начинался лов рыбы. Пётр и Павел на час день убавил, Илья Пророк два уволок.
Придёт Петрок – отщипнёт листок, а пришёл Илья – отщипнёт два. Перестают купаться в реке. Пришёл Илья, принёс гнилья. Наступали громовые дни. Обряд творили – молнию обойти избу молили, обойти за семь верст, за семь болот. Примечали: «Если в Ильин день сухо, то 6 недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель». С Ильина дня вода холодеет, к бабе не радеет. С Ильина дня часто идут дожди, гремят грозы, наступает похолодание. Советовали: «Илья близко, гнися, баба, низко, вставай утром поживее, да жни поле попозднее». Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали в поле, не косили, не собирали сена.
03 августа
Первый сноп. Должна лечь сыростью прохлада наступающей осени. Коровы ходят, не боятся – овод смирнее стал. Начинают сеять рожь полной горстью. После Ильи баба дождь фартуком нагонит. Ставили именинный сноп в избу, в передний угол. В закрома приносят первое зерно, мать – Родину просят: «Приди на помочь!»
04 августа
Мария Магдалина. Марья – добрый день, Марья – сильные росы, громовой день. Идёт сбор смородины, черники, цветочных луковиц. Коли гроза – сена будет за глаза. На Марью холодные сильные росы – будут льны серы и косы, испортят льняные холсты.
05 августа
Пуд и Трофим бессоники. Калины ягоды раскусишь – изведен любовью будешь, а малину попробуешь – хмельной от любви станешь. Наступало время осенних зарев, калинников. Калинники-малинники пора усиленных работ, страды. С 5-го по 12-е августа справляли калинники-малинники, бессоники. Пекли пироги с ягодной начинкой. Трофим – бессоник – хорошему хозяину день мал.
06 августа
Летние Борис и Глеб. Праздник жатвы. Борис и Глеб – поспел хлеб. К этому времени хлеба полностью поспевали. Начиналась полная страда, пора сбора грибов и черемухи. За полевые работы не берись – молния копны пожжёт.
07 августа
Анна холодная, летняя зимоуказчица. Август припасает утренники (заморозки). Анна – зимоуказчица приносит холодные утренники, заморозки. Если утренник на Анну холодный, и зима холодная; если идёт дождь, то зима снежная. Какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря; какова погода после обеда, такова погода после декабря. Муравьи увеличивают муравейники – жди холодной зимы. Ночи белые замёрзнут в утренней тьме – быть нынче лютой зиме. Светлая и тёплая погода предвещает холодную зиму.
08 августа
День Ермолая, Марев день. Осенние марева по травам идут, целебную мочь травам дают. Утром холодными росами умывают, пыли худые с трав сводят, а в полдень и в полночь целительницы творят обряды. И рождается, и остается в травах могучая тайна.
09 августа
День Пантелеймона Целителя. Пантелеймон – зажнивный. Жатва в полной силе, кочанный день, вилки в кочаны завиваются. Кто работает в этот день – у того спалит гроза или хлеб или сено. Последний сбор трав. Рвут травы в заповедных местах, думая с любовью о близких, загадывая о здоровье. Над одной травой причитают, над другой помалкивают, третью – с уговором рвут.
10 августа
День Прохора и Парамона. Косы бьют, серпы точат, обходят поля – дошёл ли овёс, налит ли ячменный колос? Прохоры и Парамоны – не затевай мены. Будешь меняться себе в убыток.
11 августа
Калинник, Калинов день. «Пронеси, Господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом». Калинник калит, туманы тяжёлые парит. Если в этот день закалинит (похолодает), так в начале сентября утренник (заморозок) будет. Коли на Калинника туман – запасай косы про овёс с ячменем. Грузнеют колосья. Скачет серп по полю. Тяжела нива.
12 августа
День Силы и Силуяна, Силантьев день. Выверенный срок посева озимых. Сеяли озимую рожь. Посеешь рожь на Силу – родится сильна. Если дни пасмурные и туманные – дождя не будет. Крестьяне творили обряд «засевок». Первый раз катаются по сжатой ниве, вспахивают её.
13 августа
День Евдокима. Ели репу свежую, вяленую, пареную. Заговаривали борону. Ржаное поле (пар) надо засеять.
14 августа
Маккавей – Первый Спас – медовый. Бывают холодные утренники, а ночью заморозки, поэтому говорили: «Пришёл Спас – бери рукавицы про запас». В первый Спас полагалось вносить в церковь для освящения пчелиные соты, а за обедом на десерт мёд со свежими огурцами. Во что Макковей, в то и разговенье (28 августа). Время пахать под озимь. На первый Спас защипывали горох. На первый Спас отлетают ласточки и стрижи. От первого Спаса и роса хороша. Пчела перестаёт носить медовую взятку. Проводы лета, первые поклоны осени. Шли на сиротские вдовьи поля. Подрезали соты. Спас – это время частых перемен в погоде: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и разнопогодье».
15 августа
Степан – сеновал. Плели последний венок из полевых трав и цветков, вносили в дом, обвивали полотенцем, и висел тот венок всю зиму и назывался он – солнце с маревами. Оберегал венок всех, кто его плёл. Примечали: «Каков Степан – сеновал, таков и сентябрь!» Степан – сеновал – сено в стогах. Что заготовлено, сбереги, укрой в сараях – сеновалах, не погнило бы от дождя. Кончают сенокос.
16 августа
Антон – вихровей. Зазвенят спелые овсы – орехи поспели. Крутые вихри – к крутой и снежной зиме. Но если тихим выдавался день вихровея, то и человек казался тихим с виду, да вихри всё равно в нём кружились. О женщине говорили: «Не девка – огонь». О мужчине, в этот день рождённом, судили так: «Взбалмошным будет, неуемным, отчаянным». Примечали: «Каков Антон – вихровей – таков и октябрь!» Южный ветер с вихрями – к снежной зиме.
17 августа
Авдотья Малинуха – сеногнойка. Если погода в этот день хорошая – ноябрь тоже выдастся хорошим. Каков этот день, таков и ноябрь. Рясная малина – урожай на хлеб. Сушат малину, варят варенье. Пора срывать огурцы.
18 августа
Евстигней – житник. В этот день заклинают жнивку на четыре стороны. Каков Евстигней – таков и декабрь. Убирают лук, а то репка не успеет высохнуть. Лук семь недугов вылечит.
19 августа
Преображение Господне. Второй Спас – яблочный, вторая встреча осени. Август на огороды – смена погоды. Богатые дарили плоды бедным, а больным посылали на дом. Большой крестьянский праздник – день плодов земных. В садах созревали яблоки, поспевали овощи. В лесах идет сбор ягод и грибов. Начинали есть плоды и фрукты. В церкви священники раздавали их всем прихожанам. Каков Спас, таков и январь. Не исполнившие этого обычая считались людьми недостойными. На второго Спаса и нищий яблочко съест. Пришёл Спас, всему час: плоды зреют, яблоки припас.
С прикусом первого яблока прежде загадывали желание, приговаривая: «Думу крепкую надумываю, думу трудную заклинаю, по второму по Спасу да сбудется. В этой осени не минуется». Примечали: «Сухой день на второго Спаса предвещает сухую осень, мокрый – мокрую осень, ясный – суровую зиму». Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас. Яблочный Спас называется так в простонародье, а церковь почитает этот день как большой религиозный праздник – Преображение Господне.
20 августа
День Дометия, Марины. Пимены. Если стоит сильная жара или идут сильные дожди – к такой же затяжной осени. На закате пели песню свою простую – так достойно встречали осеннюю золотую пору. Пимены – Марины – не ищи в лесу малины.
21 августа
Мирон Ветрогон. Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету. Зашумит река и закричит лягушка – будет дождь. Мироны – ветрогоны, гонят лист осенний по дорогам, заметают тепло. Осень и зима хорошо живут, коли вода тиха и дождик. Примечали: «Каков Мирон – ветрогон, таков и январь». Ранние инеи в конце лета – к урожаю будущего года. Смотрят в полдень на воду в реках и озерах: коли тиха, то осень будет тихая, а зима – без вьюг и злых метелей.
22 августа
День Антония. Осенний дождь перебивает дождь летний.
23 августа
День Лаврентия заречника, целителя глазных болезней. Смотрят в полдень на воду в реках и озерах: коли тиха, то осень будет тихая, а зима – без вьюг и злых метелей. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго – всю осень.
24 августа
День Василия и Фёдора Печерских. Василий овцам шерсть даёт. Стригли овец (на катанки): до больших холодов успевают обрасти шерстью.
25 августа
День Фотия и Аникиты. Обихаживали овины, повети и чердаки. Ранний сев озимых.
26 августа
День иконы Божьей Матери, именуемой «Страстная». Заговаривали от недоброго слова в сенях. В этот день обходили дом со «Страстной» иконой Божией Матери.
27 августа
Михеев день. Михей – тиховей, узорник, камнеклад, камнерез, день каменщиков, строителей храмов и крепостей, мастеров каменных дел. В этот же день кончается лето, начинается осень. Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а если нет – то зима позже придёт. Если в этот день тихий ветер – к ясной, сухой осени, сильный ветер с порывами – к ненастному сентябрю. Тихий ветер в сад – сухая осень в лес. Этот день с бабьим летом бурей-ветром перекликается.
28 августа
Успенье Пресвятой Богородицы. Успенье – праздник, который крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени. В день Успения устраивали «помочи». Успение считалось началом Молодого бабьего лета (с 15-го по 19-е августа), а по новому – 14 сентября. День проводов лета и окончания уборки урожая. Если в эти дни появится радуга – к затяжной и тёплой осени. Говорили: «Успенье провожай, а осень встречай». Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается. Начало успенского поста. На Успенье огурцы солить, на Сергия (8-го октября) капусту рубить.
Озимь сей за три дня до Успенья и три после. Освящали новые колодцы. Последний отлёт ласточек и журавлей. Примечали: «Если журавль улетит до Успенья, то на Покров (14 октября) будет морозно». Примечали: «Если Молодое бабье лето вёдренное, жди ненастья в Старое бабье лето (14-го сентября)».
29 августа
Третий Спас, ореховый, хлебный день, третья встреча осени. Заламывали ниве «бороду» – несжатые стебли связывали лентами, пригибали к земле. Калач приестся, а хлеб – никогда. Колоски собирали ребятишки. На третьего Спаса созревали орехи. После третьего Спаса улетают последние стрижи и ласточки. Сибиряки говаривали: «Всем праздникам – праздник». Третий Спас хлеба припас. Третий Спас, осенины, дождики, отжинки, срок окончания жатвы, последний именинный сноп. Угощали овощами, яблоками, орехами. Первый Спас – на воде стоят. Второй Спас – яблоки едят. Третий Спас – на зелёных горах холсты продают.
30 августа
День Алипия, иконописца. Конец жатвы. Коли не отсеешься, лишь Фролы (цветочки) уродятся на следующий год. Одаривание зерном прилетающих к овинам птиц.
31 августа
День Флора и Лавра. Лошадники, конский праздник. День покровителей лошадей. Флор – Лавр не велят лошадь в поле сряжать. Выводили их в луга, чистили, кормили хлебом с ладони. Дожинки. Досевки. После этого числа посев ржи считался запоздалым. Конец августа – последняя летняя страда. Улетают стрижи и ласточки. Начало частым осенним утренникам, случаются и заморозки. Оседают тяжёлые туманы, хлещут дожди. Дуют ветры холодные. Крутятся крылья мельниц. Флор и Лавр – кончай посев ржи.
Смотрите весь “Народный календарь” в рубрике.
Смотрите Все наше видео.
Комментарии