В старину крестьяне считали, что неурожай льна, овса и конопли происходит от мороза. «Мороз же олицетворяют следующим поверием: В русской народной символике принято за основание, что мороз происходит от выхождения злых духов. Зимою, когда установятся большие морозы, злым духам становится тесное житье. В это время они вылетаю на белый свет, бегают по полям и дуют себе в кулак. От такой прогулки мороз сдавливает снегом жито, от пяток духов отдается треск и от подутия в кулак бывает или ветер с метелью, или иней садится на дерева. Для отвращения сего зла знахари выдумали проклятие на мороз, с совершением обряда.
Под Велик день поселяне, наученные знахарями, приступают к заклятию мороза. Старик семейства берет ложку овсяного киселя, влезает с ним на печь, просовывает голову в волоковое окно и там говорит:
Мороз, мороз! приходи кисель есть.
Мороз, мороз! не бей наш овес.
Лен да канапи в землю в колоти.
Окончив эти слова, он оборачивается в избу, и старшая из женщин в доме окачивает его водою, в то самое время, когда он слезает с печи. Старушки уверяют, что проклятие, высказанное стариком на лен и конопли, замирает на его устах от воды. Мороз же, удовольствованный киселем, не убивает ни льна, ни конопли, ни овса.»
И. П. Сахаров, Сказания русского народа.
Комментарии