Международный день кино.

Международный день кино — это праздник кинематографистов — работников этого удивительного искусства — и его любителей по всему миру.

28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок прошел первый сеанс синематографа братьев Люмьер, которые представили широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота».. Именно эта дата и стала днем празднования Международного дня кино.

После революции и гражданской войны вся культурно-просветительная работа проводилась в селе на базе избы-читальни. Это было место сходок, проведения различных мероприятий, школа обучения грамоте для взрослого населения. Здесь читались лекции для жителей села, устраивали громкие читки книг, ставили силами комсомольцев спектакли и концерты. В это время учреждения культуры и образования представляли собой единую структуру, руководимую партией большевиков. А так как В.И.Ленин, вождь пролетариата, самым важным искусством считал кино, то оно начало быстро развиваться и появилось в сибирской глубинке. 

Первые упоминания.

Первые упоминания о кинематографе в Купинском районе хранятся в музеях Купино и с. Копкуль. Они относятся к периоду начала 1930-х годов.

В своих воспоминаниях о культурной жизни Купина Вячеслав Владимирович Янчевский – Заслуженный работник культуры РСФСР – пишет: «… Чаще всего ждали привоза новых кинокартин. И тогда, в районный Дом культуры имени Кирова (прим: дом культуры – одноэтажное бревенчатое небольшое здание располагалось на участке, занятом теперь стадионом «Олимп») и в железнодорожный клуб устремлялись большие и малые купинцы. Некоторые картины смотрели по несколько раз. Каждая из них, даже самая посредственная, оставляла у сельчан глубокий след.

Помню, как сам смотрел много раз картины с участием Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса. И конечно же – «Броненосец Потемкин», «Оторванные рукава», «Праздник святого Йоргена»,  «Пат и Паташон».  И ради этого с удовольствием крутил динамомашинку».

Впервые в начале тридцатых годов и копкульцы познакомились с «немым» кино, которое привозили из Купино кинопередвижки. Вот как это запомнилось старейшей жительнице села Мамонтовой Анне Ивановне «Помню избу-читальню и первые «живые картинки». Механик ставил аппарат в конце комнаты. Набирал ребят крутить «динаму». Крутили по очереди по частям. На стену вешали белую простыню. Все смотрят и удивляются, как это живые люди ходят по стене и открывают рот. Но люди ходили, как-то не по-настоящему, вроде подпрыгивая. Грамотный человек читал текст. Кино привозили редко, поэтому смотреть собирались все, и стар, и мал. И только в сороковых годах появилось «говорящее» кино».

Статистика

В статистическом отчете развития учреждений культуры Купинского района в 1965 году Дирекция киносети перечисляет сравнительные данные о работе за период с 1936 по 1965 гг.:

1936 год – число киноустановок в городе – 2, на село – 1.  К 1940 году количество кинопередвижек на село увеличилось до 5.

В годы Великой отечественной войны.

Руководство и контроль над работой кинофикации было возложено на Купинский межрайонный отдел кинофикации. В его составе, кроме Купинского, еще и Чистоозерный район. Вначале в районе появились немые киноустановки, к 1941 году –  звуковые.

В Отделе архивной службы Купинского района хранится Книга приказов начальника отдела кинофикации за 1941-1945 годы. Такие документы читаются с особым трепетом и волнением.

Приказ № 67 от 6 октября 1941 года «Ввиду призыва в РККА киномеханика немой передвижки Крючкова К.Ф.  от занимаемой должности освободить с 6 октября 1941 года».  И таких приказов больше десятка.

Приказ №3 от 9 января 1942 года «Согласно письменного распоряжения воинского начальника тов. Ласпу сдать автомашину в РККА…» – поверх текста приказа красным карандашом крупными буквами написано: отменяется. Возможно руководство района нашло возможность заменить машину на другую, чтобы не лишать жителей района возможности просмотра кинокартин.

В тот военный период не только мужчины кинофикации уходили на фронт, вот в приказе от 1 октября 1942 года читаем: Белимова Зоя ушла на военный завод.

В годы Великой Отечественной войны кино было необходимо людям как никогда. Фильмы вдохновляли, возвращали надежду и веру. И купинская киносеть работала для населения. Кинопередвижки перевозились на гужевом транспорте (быки или лошади) по определенному маршруту. Киномеханик по 20-25дней в месяц был вне дома вместе с напарником мотористом. Переезжали из деревни в деревню, загружая и разгружая в общей сложности 200 килограммов аппаратуры.

Ночевали по квартирам или непосредственно в клубе. Кино того времени было главным культурным развлечением в селе, источником информации, духовной пищей для людей. Приезд передвижки был важным событием на селе. Люди радостно встречали, помогали с разгрузкой (погрузкой), решали бытовые вопросы. Были случаи, когда за просмотр сеанса крестьяне рассчитывались с киномехаником продуктами питания (сало, яйца, рыба и т.п.), хотя такие случаи строго пресекались руководством.

Помимо месячных командировок «на маршрут», киномеханики Купинской Кинофикации проходили обучение на месячных курсах в Куйбышеве и девятимесячных в г. Новосибирске (звуковое кино).

Специфика киномехаников

Работа киномеханика имела свою специфику и была сложна тем, что он постоянно был в разъездах, дома появлялся очень редко. Его вместе с кинопередвижкой перевозили из одного села в другое на лошади или быках. Так как деревень было много, фильмы показывали в каждой не чаще двух раз в месяц. Действительно, как и говорила бабушка Аня, киномеханик перед началом сеанса набирал парней крутить ручку «динамы»-генератора. Каждая часть длилась около десяти минут, и нужно было это время вращать ручку, желательно, с одинаковой скоростью.

Те, кто в этом участвовал, смотрели фильм бесплатно. «Иногда киномеханик забирал у нас, пацанов, шапки, а возвращал только после того как мы отработаем на вращении «динамы» – вспоминал случай из своего детства Чайкин Яков Иванович, в последствии много лет крутивший кино в Копкуле. Позже, для выработки электроэнергии начали использовать электрогенератор В -3 на основе бензинового двигателя Л – 3. Киноаппараты использовались типа К -25, К – 29 с усилителями ПУ -12.

Динамика развития.

В конце 40х, начале 50х годов, стоимость билета в кино в деревне составляла 1руб.15коп. За колхозников платил колхоз, так как работали за трудодни, и у людей не было денег. В конце года, выдавая расчет на трудодни, задолженность за кино высчитывали.

1950 году появляются комбинированные колхозные кинотеатры в Копкуле, Медяково, Чаинке.  В Зятьковке, Лукошино и Петровке по- прежнему работают кинопередвижки. Копкульский киномеханик Сидоров обслуживает населенные пункты Заозерное, Басково, Новоказарино, Чумашки, Корякино. Исходя из данных годового отчета за 1950 год продемонстрировано 32 киносеанса, которые посетили 6214 зрителей.

В шестидесятых годах по всему району на смену передвижкам пришли стационарные киноустановки. Связано это было с завершением процесса электрификации сел. Повсеместно к клубам пристраивали киноаппаратные со своим отдельным входом.

В 1970 году, согласно справки «О работе Купинской дирекции киносети», 42 киноустановки, из них 38 в сельской местности. Из этих установок 27 работают на широком экране. К этому времени начинается замена хлопчатобумажных экранов на пластиковые и перфорированные.

Вышеуказанные киноустановки обслуживают 34 киномеханика.

За 1970 год в районе было введено три широких экрана, на отчетную дату их стало 26. За год введена новая киноаппаратура на 5 киноустановках (Элеватор, Копкуль, Лукошино, Шаитик, Петровка).

За год в районе продемонстрировано 312 кинофильмов. Из них: советских – 272.

В справке особо отмечается работа киномехаников:  Поляков (Киргинцево), Левак (Лягуши), Отточка (Вороновка), Рубис (Копкуль), Ковалев (Метелево), Морев (Камышино) и др.

В 1975 году был введен в эксплуатацию Кинотеатр “Сибирь”.

 На 1 декабря 1976 года постоянно действующих киноустановок – 37, кинопередвижек – 5.

В селах по два сеанса в день.

В неделю в селах демонстрировали 10-12 сеансов, в день по два сеанса; детский в 19 часов и взрослый в 21час. Перед каждым сеансом художественного фильма, зрителям предлагался десятиминутный киножурнал. Стоимость детского билета составляла пять копеек, а взрослого двадцать. К вечеру все дети «шуршали» по гнездам в курятниках, чтобы взять яйцо, сдать в магазин сельпо, и получив заветный пятачок, бежали в кино.

Был и запасной вариант, сдать пустую бутылку, за которую можно было выручить двенадцать копеек, которых хватало на два сеанса. Кинозал в клубе всегда был полон и потому «мелкая» детвора устраивалась на полу перед экраном. Кинопленка иногда обрывалась, и тогда в зале начинался свист, крики и топот, как на спортивном стадионе. Кино того времени являлось стимулом в учебе.

Двоечников лишали этого киноудовольствия до исправления. На входе в зрительный зал, стоял дежурный учитель и отправлял домой учить уроки тех, кто имел плохие оценки. Когда привозили двухсерийные кинофильмы, снятые по «программным» произведениям «Тихий дон «или» Поднятая целина» по Шелохову и др., то старшеклассникам разрешали посетить вечерний сеанс, только в сопровождении родителей. Если в старом клубе пользовались узкопленочным кинопроектором, то в новом были установлены два широкоформатных аппарата КН – 16.В средине семидесятых годов ламповые КН-16 заменили на электродуговые КТП – 2.

С 1985 года, с появлением видеофильмов, работа кино начинает угасать. Пришло время целой череды реорганизаций во всех сферах и в том числе в культуре. Купинский районный Совет народных депутатов своим решением №165 от 28.11.90г объединил деятельность клубных учреждений и дирекции киносети. Дирекция киносети была упразднена, а работники и киноустановки переданы в отдел культуры.

Воспоминания Шевцова Владимира Федоровича.

Заслуженный работник культуры Владимир Федорович Шевцов, на встрече в редакции районной газеты «Маяк Кулунды», рассказывал:

«Я часто вспоминаю тех, с кем мне посчастливилось работать в кино. Это были люди, преданные своей профессии: директора киносети – А. И. Анистратов, который дал мне путёвку в жизнь, А. Н. Копаев, немало сделавший для развития районной киносети, А. А. Осипов, который сумел установить строгий, но справедливый порядок работы, В.В. Дементьева. Яркая личность среди них С. М. Туркеев. Он не только был хорошим руководителем, но и добрым, отзывчивым человеком. Именно в годы руководства Сергея Михайловича купинская киносеть была оснащена современной широкоэкранной аппаратурой на ксеноновых лампах. Киномехаником № 1 был у нас Василий Никифорович Малюх – в 50-х годах работал на кинопередвижке.

Благодаря ему приобрели эту профессию 80 % от всех работающих на киноустановках при участии мастеров киносети Александра Ивановича Уханенко и Фёдора Григорьевича Гребенюка. В числе первых киномехаников были: Владимир Неклеса из с. Петровка и Василий Левак из Лягушей, Анатолий Чичкань из д. Лукошино и Александр Фёдоров из Яркуля, Владимир Волгин из Чаинки и Григорий Пономаренко из Новорозина, а также Михаил Прокопенко (Басково) и А. Шипилов (Рождественка), Владимир Ра- дюга (Камышино) и В. Дружинин (Пресновка), А. Еськов (Копкуль) и А. Селивоненко (Новониколаевка). Своим добросовестным трудом дарили радость землякам Н. Горбачёв (Сергеевка) и В. Отточко (Вороновка), А. Поляков из Киргинцева и В. Рубис из с. Медяково, в РДК г. Купино-А. Бондаренко.

В этом ряду преданных своей профессии нужно выделить женщин-киномехаников: Любовь Докашенко работала в с. Метелёво, Екатерина Русакова – в Новоказарино».

Кинематограф часть современной культуры.

В 2011 году был проведен капитальный ремонт и реконструкция здания кинотеатра «Сибирь». После 10-летнего перерыва в учреждении возобновился      показ кинофильмов.  В 2018 году в кинотеатре “Сибирь” было установлено новое современное звуковое, проекционное оборудование, позволяющее демонстрировать фильмы высокого цифрового качества, в формате 3D, новые кресла, экран. Заключены договора с кинопрокатными организациями на поставку фильмов как отечественных, так и зарубежных производителей.

Для синематографа отведена значительная часть современной культуры многих государств. Производство кинофильмов происходит в специальных местах, киностудиях, где непосредственно осуществляется весть творческий и технический процесс. Новая технология фильмопроизводства предполагает создание картин без применения кинопленки. Соответственно произошла и замена обычного кинопроектора цифровым. Остается только догадываться что же нас ждет дальше, ведь научно-технический прогресс не стоит на месте, он стремительными темпами двигается вперед.

Сегодня миссия музеев бережно хранить и транслировать вехи истории. В фондах Купинского музейно-мемориального комплекса и в Копкульском музее хранятся экспонаты, имеющие непосредственное отношение к истории демонстрации фильмов в нашем районе.

Марина Солодченко

Владимир Пилипенко

Музейно-мемориальный комплекс Купинского района.

Смотрите Все наше видео.

Еще больше информации в рубрике Хронотоп

Поделиться статьей в соц. сетях

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *