На Руси первые пряники, тогда называемые медовым хлебом, появились примерно в IX веке. Они выпекались из ржаной муки с добавлением меда. Мед в них составлял почти половину от всех других компонентов. Добавляли в «медовый хлеб» ароматические травы и коренья, произраставшие на Руси повсеместно. В XII — XIII веках на Русь из Индии и Ближнего Востока стали ввозиться экзотические острые, яркие пряности: перец, мускат, имбирь, корицу, гвоздику… Пряник стал более ярким и насыщенным по вкусу и аромату. В XVII — XIX веках пряничное дело на Руси было широко распространенным народным. К концу XIX века прянишники в России производили около двадцати сортов пряников.
Русские пряники были так популярны, что пряничник Иван Баранов открыл свои магазины в Берлине, Париже, Лондоне и Вене. И в Америке полюбились наши пряники.
Российский пряник являлся неизменной принадлежностью всех социальных слоев – от царских палат до бедной крестьянской избы. Пряники дарили на именины, пекли для свадебного обряда, для праздничных застолий, для раздачи нищим, для панихид.
Богатому разнообразию ритуалов русского быта соответствовало и разнообразие пряничной продукции. Так, например, для детей выпекались небольшие пряники в форме домашних животных, птиц, зверей, с традиционными новогодними сюжетами, в подарок невесте и молодой даме дарили пряник в виде корзины цветов, сердечка, целующихся голубков, лебедей, павлинов с соответствующими случаю надписями: «Знак любви», «Знак верности», «Знак памяти», «Знак дружбы», «Кого люблю, тому дарю», «В день ангела». По случаю больших торжеств выпекались специальные пряники, которые назывались «подносные» или «заздравные». Они не только поражали своими размерами (от 50 см до 1 м и более) и весом (от 5 до 15 фунтов, а в некоторых случаях до 1 пуда), но отличались особой сложностью рисунка, высоким стилем дарственных надписей: «От всей совести моей дарю милости твоей» или «Радуйся Российский Орел двуглавый, ты бо еси ныне во всем мире славный». Двуглавый орел, шатровые терема, фигуры львов, единорогов, осетров, птицы Сирин – самые популярные сюжеты «подносных» пряников. Учитывая вес и размер «заказных» пряников, их доставляли на лошадях с особой осторожностью – донести такой пряник, не разломив его по дороге, – была задача.
Прошли долгие годы, когда пряник в большинстве своем был продуктом фабричного производства – безликим, однообразным, повседневным. Произведением искусства он оставался в северных и центральных районах России, где сохранил значение обрядовое значение. Например, никогда не исчезали пряничные, нарядно расписанные «козули» или крещенские «хрущики» с обязательным крестом посередине.
В наше время пряничное производство начало возрождаться. Снова производятся знаменитые курские, тульские, вяземские, городецкие, ржевские, архангельские пряники. Снова радует гостей яркая, лубочная, веселая роспись этой демократичной сладости.
Наши первопоселенцы и не только Купино, но и Чумашек, Мальково, Яркуля, других старых сел, были родом из Центральных областей России. В метрических книгах, напротив имени и звания некоторых старожилов указано место убытия: Курская, Тульская, Белгородская, Архангельская губернии… это те самые губернии, что тысячами пудов поставляли пряники не только на наши ярмарки, но и на экспорт. Можно не сомневаться, что уходя в Сибирь, переселенцы несли с собой бытовые традиции, и те самые «вырезки», те самые печатные доски, при помощи которых изготавливали они красоту и радость – традиционное лакомство на своей оставленной родине.
На основе наших находок нами разработана целая методика изготовления курских пряников, как вырезных, так и лепных и печатных. Изготовлен набор штампов – фигурок нашей тематики: куропатка, лебедь, снегирь, тетерев, щука – для штучных, мелких изделий. Апробировано нами и местное сырье: ржаная и пшеничная мука, донниковый и гречишный мед, Купинское сливочное масло и натуральные красители.
Все, кому повезло уже попробовать наш пряник, считают, что вкус его интересный, своеобразный, идея возрождения традиции – вызывает энтузиазм. А район получил уникальный, красивый, неординарный бренд, на который имеет полное право.
Комментарии