«Зерновушка» (Крупеничка, Зернушка).
Оберег, который создавали для сохранения и приумножения урожая. Поэтому и время изготовления куклы очевидно, сразу после сбора урожая. Отбирались лучшие зерна (пшеница, или овес, или гречиха и т. д.), помещались в мешочек, и на основе этого мешочка создавалась кукла. Её наряжали и хранили очень бережно на видном и почетном месте.
Следующий сев зерна начинали именно из зерен, взятых из «Зерновушки». С момента посева зерновых и до сбора нового урожая, особенно удачно заговоренные куклы, прятались женщиной в сундуке, а осенью наполнялись зерном (чтение заговора обязательно). По «упитанности» и наряду «Зерновушки» судили о достатке и благополучии в семье. Иногда зерно брали из куклы до посева урожая, но это было плохим знаком.
«Десятиручка» (Многоручка).
Кукла помощница, свадебный подарок невесте, дарилась в ходе свадебного обряда подружками. Смысл такой куклы очевиден, помогать молодой хозяйке вести все домашние дела. Необходимо заметить, что на Руси девочек замуж отдавали очень в раннем возрасте и порой молодуха, еще вчера играла в куклы, а сегодня становилась женщиной, хозяйкой. Переезжала в новый для себя дом с сундучком наполненными куклами игрушками. Свекор, как правило, позволял ей играть в куклы, а женщинам запрещал смеяться над ней. Место для игры отводилось где-нибудь на чердаке. Потом эти игрушки доставались детям.
Замужним женщинам дарили куклу с аналогичными «Десятиручке» функциями, но назывались она по другому, одно из названий «Расщепуха», чтобы лад в делах был и везде успевала. Изготавливалась она из соломы или мочала.
«Зольная».
Это, пожалуй, самая древняя кукла. Её называли – «Баба». Баба — богиня плодородия и здоровья, домашнего благополучия, помогала иметь потомство. Изготавливалась из золы, взятой в печи (очаге). Кукла передавалась по наследству от бабушки внучке. Во многих случаях так и было, но семьи были большие, и на всех внучек кукол не хватало, тогда бабушка изготавливала новую куклу из золы, взятой в печи родителей невесты. Дарили её в день свадьбы, вовремя свадебного обряда, как символ родового очага. Готовила куклу к свадьбе и мать невесты – особенную куклу.
Чаще всего, такая кукла уже существовала в семье, названия у нее разные, общее понятие, которое она символизировала – богатство, плодородие, процветание рода. Наряжала её и к подолу платья пришивала множество маленьких кукол. В ходе свадебного обряда, мать невесты отрывал от подола одежды куклы двух маленьких, и дарила молодым, при этом желала благополучия и потомства. Саму же куклу хранила дома. К свадебному обряду ещё была кукла из наряженного полена березы. Её клали на колени молодухе, считалось, что так к ней придёт материнская сила.
Куклы участвовали и в родильном обряде.
Вепсская кукла.
Более распространенное имя «Кормилка». Эта кукла изготавливалась с объёмной грудью – для обеспечения сытости и здоровья потомства. Перед рождением ребенка, она занимала место в колыбели, грея место будущему малышу. После появления ребенка на свет, подвешивалась над кроваткой, как оберег от порчи и сглаза. Потом ребенок играл этой куклой. При её создании ножницы и игла не использовалась, «чтобы была жизнь не порезана и не колота». Обязательно из вещей роженицы.
Вепсская кукла.
«Куватка».
Создавалась перед родами, за две недели. Вывешивалась в избе, чтобы переключить внимание опасных духов, от будущей матери и младенца, на себя. После рождения дитя, она вывешивалась над кроваткой и в дальнейшем служила младенцу игрушкой.
«Пеленашка», «Столбушка».
Заместительная кукла. Замещала новорожденного. Младенца после рождения прятали, как правило, в хлеву. Отца ребенка рядили в одежду жены, и он занимал место роженицы в кровати. Мужчина должен был изображать роды, стонать, в это время рядом укладывали куклу. Такой не хитрый обман отвлекал злых духов от новорожденного и его мамы.
Существовал ещё целый ряд кукол, которых использовали при рождении или сразу после рождения ребенка. Служили они для обмана злых духов, которые могли нанести вред новорожденному. В течение недели после родов, рядом с мамой лежал валек запеленатый в пеленку, изображал ребенка. Разыгрывались целые сцены с участием кукол, дело представлялось таким образом, что родился не ребенок, а бесенок или родился не здесь, а в другой избе и т.д. в духе этих мотивов.
«Стригушка».
Этой игрушкой играли, пожалуй, все дети в старину. Несла в себе целительную силу. Изготавливалась она из травы, а опытные мамы делали лечебный травяной сбор, который и помещали в куклу. Одеждой такой куклы был головной платок. Женщина готовила куклу в поле, когда шла работать и брала на работы с собой ребенка.
«Бессонница».
Еще одна кукла, в создании которой использовали успокоительные травы, например, мяту. Успокоительный сбор помещали в голову куклы. «Сонница – бессоница, не играй с моим дитятком, а играй этой куколкой». Куклу укладывали в колыбель к ребенку.
«Трясовицы».
В представлении предков все болезни имели образ женщин. Кумоха – лихорадка. «Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» и т.д. – духи болезней, сестры «Кумохи», по числу двенадцать. Поэтому и создавали тринадцать кукол, саму «Кумоху» и двенадцать её сестер. В разных местностях сестер называли по-разному. Вот один из примеров имен: Трясея, Огния, Ломея, Недра, Пухлея, Желтея, Старея, Окаркуша, Немея, Изъедущая, Глухея, Храпуша, имена использовались в самом заговоре. Заговоров было очень много, зависело от местности. Сами заговоры были очень длинными. Как правило, заговоры читали приглашенные ворожеи или знахарки. Во многих заговорах просматривались христианские мотивы и имели форму молитвы с перечислением святых.
Приведем пример короткого заговора, имеющего более выраженный языческий мотив. «На море на Океане, на острове на Буяне, лежит камень Алатырь, на том камне сидят три старца с железными прутьями; идут к ним на встречу 12 сестер лихорадок. – Вы куда идете, грешные, окаянные, проклятые? «Идем в мир, у людей кости ломать, да силу вынимать». – Воротитесь, грешные, проклятые, окаянные. – «Мы тогда воротимся, когда эти слова будут все знать да по три раза читать». После такого заговора, считалось что Лихоманки, встретив на своем пути, заговоренных кукол, будут думать, что в этой избе все знают слова, и по три раза их читают и согласно своего обещания отвернутся от дома и жильцов. Селили «Лихоманок» на печи, вокруг трубы, на границе миров.
«Козьма и Демьян».
Кукла, привнесенная христианской культурой. Святые Косма и Дамиан – врачеватели и чудотворцы, бессребреники, в народной традиции «Козьмадемьян» – ратники-змееборцы, кузнецы и пахари. Изготавливали их к празднику «Осенние кузьминки». Такая кукла покровительствовала нерушимости брака, защищала семью, род. В доме помещали на самое видное место. Так как кукла покровительствовала и ремеслам, то её могли разместить в кузнице, гончарной на видном месте.
«Очистительная».
Эта кукла также хранилась в красном углу. Но участвовала она в управлении семьи. «Выметала сор». Сор не физический, а духовный. После разлада в семье, женщина, оставшись одна в доме, брала куклу и в окно выметала «сор из избы», для сохранения лада в семье.
«Меланка».
Рождественские куклы – Меланка-мать и Меланка-дочь, символы Старого и Нового года. Принимали участие в рождественских колядках.
«Коляда».
Кукла «Коляда» изготавливалась в белых одеждах. Носили с песнями по селу, заносили в избы. «Коляда пришла – Рождество принесла». Считалось, что «Коляда» приносит богатство.
«Купавка».
Кукла однодневка. Изготавливалась на праздник Ивана Купала. К ней обязательно привязывались многочисленные, “пестрые, как жизнь”, ленточки, которые выполняли очень важную роль в обряде и имели очистительную силу. Когда куклу опускали в водоем, ленточки уносили с собой все людские беды.
«Масленица».
Ещё одна кукла однодневка. Изготавливалась она на масленичной недели, с соломенным лицом и руками. Обязательно наряжали в одежды. Изготовили и сразу сожгли. Вместе с куклой сгорала вся негативная энергия и превращалась в пепел.
«Мартинички».
Это две куклы, белого цвета, как символ зимы, и красного цвета, как символ лета, связанные между собой нитью. Участвовали в обряде «заклинания весны», для этого вывешивались на ветки деревьев.
«Кукушка».
В разных местностях обряд, проводимый с этой куклой, не значительно отличался. Касается это, прежде всего, времени, хранения и изготовления. Приведем один из этих примеров обряда. Обряд назывался «Похороны кукушки». Это своеобразный обряд инициации девочек, прощание с детством и вступлением во взрослую жизнь. После проведения обряда они считались девушками. Как правило, двенадцатилетние девочки уходили далеко в лес, тайно, чтобы никто не смог за ними пойти следом. Пели песни, участвовали в хороводе. Близкие подружки сроком на год становились кумами.
Для подтверждения кумовства, дарили друг другу венок и куклу «Кукушку». В течение года девушка делилась своими не разрешенными проблемами с куклой. А потом хоронили её. Считалось, что вместе с похоронами решаться проблемы, и дополнительно девушка избавлялась от отрицательных качеств. Ведь кукушка, это символ беззаботности, не заинтересованности в продолжение своего рода, сохранении традиций. Считается, что кукушка откладывает свои яйца в чужих гнездах и после этого не заботится о потомстве.
«Крестец».
Кукла – символ мужчины. Выполняла замещающую и очистительную роль. Происходило это в крещенские купания. Вера в то, что купание в источнике, который освящен, избавляет от болезни и нечистой силы, живы и поныне. Во время купания, злые духи покидают тело и чтобы они не перешли к кому-нибудь ещё, в снег рядом с источником (прорубью), перед купанием, втыкался «Крестец», обязательно разукрашенный пестрыми лентами, для привлечения злых духов.
Вызывание дождя.
Во время засухи и угрозе урожаю, изготавливались куклы однодневки – «Русалки». Укладывали их в символические гробики и с соответствующими песнями, торжественно, проносили их до ближайшего водоема, куда и бросали их. Таким образом, вызывался дождь. В шествии участвовали девушки.
Это очень короткий список кукол, которые играли важную роль в каждой семье и участвовали во всех событиях жизни, как в семейных, так и в календарных.
Смотреть Мастер класс. Изготовление тряпичной куклы Берегиня своими руками.
Комментарии