Как глубоки наши познания по истории заселения родного края?
Скорее всего, что у основной части земляков понятие о первых поселенцах барабо-кулундинской зоны связано со временем Столыпинских реформ XIX века, когда на Сибирскую землю массово пошли крестьяне с Европейской части России. Разрозненные сведения о барабинских татарах, проживавших и на купинских землях до переселенцев, имеют поверхностный характер.
Задумавшись над данной темой, стало очевидно, что и почерпнуть информацию, получить представление о разнообразии народов Сибири и, в частности, наших родных степных просторов, по сути, не такая уж и простая задача. История народов Западной Сибири (особенно период, предшествующий включению Сибири в состав Русского государства) в историографии долгое время освещалась чрезвычайно слабо, несмотря на свидетельства разнообразных письменных источников о жизни коренного населения.
Вот и решили сотрудники Купинского музея, не претендуя на диссертационное исследование, углубиться в труды великих путешественников, этнографов, исследователей и летописцев, начиная от китайских династийных хроник, многолетних трудов первоисследователей Сибири – Миллера, Фалька, Бичурина, Ядринцева, Ремезова, Потанина и многих других, до научных изысканий современников – Гумилева, Соболева, Левашовой.
Долгое время бескрайние просторы Сибири, простирающиеся за Уралом, оставались своего рода замкнутой, странной и пугающей цивилизацией для русских. Рукопись XV века, представляющая собой наиболее раннее русское описание некоторых местностей Западной Сибири и народов в ней обитавших, для современника выглядит сказочным изложением и даже, в какой-то мере, забавным. К примеру, люди описаны следующим образом: «В той стране есть Самоеды: по пуп люди мохнаты до низу, а от пупа вверх —как и прочие человетцы. А еда их рыбы и мясо. В той же стране, за теми людьми, иные Самоеды: вверху рты, рот на темени, а не говорят, а коли едят, то крошат мясо или рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как начнут есть – плечми движут вверх и вниз. В той же стране живут и такие люди – как обычный человек, но по зиме умирают на два месяца – как где застанет которого в эти месяцы, тут и сядет, а у него из носа вода изойдет, да вымерзнет к земле, и кто человека незнаюче спихнет с места, то он уже не оживет, а не спихнешь – то оживет».
Впрочем, оставим данные повествования для тех, кого увлекают мифы и сказания, и вернемся к научным трудам исследователей интересующей нас территории Сибири, а именно – Барабы, которая в географии древних ученых включала в себя и болота Васюгана, и средние лесостепи, и бескрайние степи Кулунды. Особым географическим индикатором, маяком на картах и в древних текстах, является озеро Чаны. Вот именно о этой территории, о племенах и народах, проживающих на ней, пойдет речь ниже.
Информация о том, что на наших сибирских территориях проживали люди еще до нашей эры, подтверждается многочисленными источниками. Китайские летописные хроники, исследования выдающихся представителей востоковедения – один за одним констатируют данные факты.
Между тем зачастую мы сталкиваемся с точкой зрения приоритетности, в вопросе обитания этноса, темы археологических находок, курганов, памятников. Звучат заявления обывателей о том, что земли Барабы, Кулунды не то что не изобилуют, а практически не имеют археологических материалов, дающих возможность утверждать о древнем заселении территории.
Вот в этом моменте статьи хочется сразу обратить внимание на работу российского востоковеда, этнографа, археолога В.В. Радлова, экспедиции которого стали одним из источников сведений о жизни коренных жителей Сибири. Данная экспедиция в 1866 году исследовала Барабинскую степь, к югу и к северу от города Каинска, и в степи между озером Чаны и городом Павлодаром. Уже в то время археолог сетовал на затруднения, которыми сопровождалось исследование: по мнению ученого, причина заключалась в том обстоятельстве, что во многих могилах в древности были зарыты богатые золотые клады, это и побуждало обитателей Сибири в течение целых столетий «испытывать свое счастье» по части раскопки могил.
Более подробную картину данного факта иллюстрируют путевые заметки первых исследователей Сибири – Д. Г. Мессершмидта и Г.Ф. Миллера в 1720-30-х годах, за более чем сто лет до Радлова. Вот что пишет Мессершмидт в 1721г.: «Те русские, которые поселились вдоль до Оби, выходят на «promiselle», то есть на выкопку золота и серебра, находимого ими в языческих гробницах. С последним снежным путем они отправляются на 20-30-дневное путешествие по степи. Из всех окрестных деревень собирается 2-3 сотни человек, которые разделяются на отдельные отряды и направляются в разные стороны. Лишь только они усматривают где-нибудь такие холмы, тотчас же принимаются за раскопку. Нередко они трудятся понапрасну и находят только всякого рода медь и латунь или железные вещи, иногда находят много золота и серебра, порою даже до 5, 6 и 7 фунтов. Золото это заключается в убранстве лошадиной сбруи, принадлежностях упряжи, идолах и других предметах».
Насколько основательно велись эти раскопки, доказывают и записки Миллера, побывавшего в Сибири в 1735 г.: «Могилы на Иртыше, Тоболе, в долинах Оби и Енисея стали впервые подвергаться раскопкам русских крестьян в начале нашего столетия. Я застал в Сибири еще многих, которые в прежнее время кормились такой работой, хотя в мое время никто этим уже не занимался, потому что все могилы, в которых надеялись найти клады, были уже раскопаны».
Исходя из вышеизложенного следует, что только Человек сам виновен в том, что огромный массив культурных ценностей древней эпохи, археологических материалов нашего региона, коих фиксировалось сотнями, бесследно утрачивались для изучения культурно-исторического объединения древних людей с XVIII века при заселении сибирских земель, когда русские переселенцы осваивали данную территорию.
Однако несмотря на такое варварское по отношению к археологии поведение новопоселенцев, академику Радлову удалось путём исследования уже вскрытых могил и небольшого количества нетронутых, получить довольно ясное представление о способе устройства всех курганов описываемого периода Барабы и Кулунды. Так вот Радлов, проводя раскопки доказывал, что данная территория относится к памятникам как минимум нескольких культурных эпох – медному, бронзовому и частично к железным периодам (от 4-го до 1-го тысячелетия до н.э.). В своих путевых заметках ученый очень подробно расписывает устройство и содержание могил (описание расположения скелетов, наличие костей животных, железные мечи, ножи, наконечники стрел, украшения из меди и стекла).
Значит, рассуждения об отсутствии оснований для изучения древнего заселения нашей территории не имеют места быть.
Так вот, сделав такое историческое отступление, вернемся к китайским летописям, являющимися древнейшими историческими документами, фиксировавшими взаимоотношения с племенами Сибири еще за 2000-3000 лет до нашей эры, и утверждающими, что данные земли являлись местом обитания и ареной столкновений многочисленных племен, то наводнявших Китай, то отливавших к Сибири по ее равнинам.
Кто были эти племена, в какой последовательности и где они проходили по Западной Сибири?
Белокурые европеоидные расы. Да, как бы не было для многих из нас удивительно, ведь мы в большинстве своем привыкли считать, что Сибирь – страна монголоидной расы, сторона барабинских татар, на самом деле изначально была родиной светловолосых, голубоглазых людей.
Итак, на рубеже VIII в. до н. э. в Центральной Азии между Китаем и Каспием, возник комплекс этносов и на арене истории возникли Хунну, Динлины, Хагасы и другие племена.
Мы не будем уходить глубоко в корни образования и становления этих народов и племен, лишь кратко, для понимания, обозначим время и характер их пребывания на землях Сибири и в частности Барабы.
Динлины.
Большинство ранних источников обращает внимание на европеоидные особенности древнего населения Сибири. Это сообщения, например, китайских династийных хроник II в. до н.э. о «северных варварах», известных под именем динлинов, которые расселялись в широкой полосе степей от Байкала на востоке до Урала на западе, особенно в пределах Оби и Иртыша. Вопрос о динлинах, представителях древней европеоидной расы в Центральной Азии, был поставлен в знаменитом труде Г.Е. Грумм-Гржимайло, собравшем все известные к тому времени сведения о них, содержащиеся в письменных источниках. В дальнейшем развитие археологии и палеоантропологии позволило исследователям высказать ряд гипотез по поводу отождествления с динлинами известных сибирских археологических культур.
Динлины характеризуются следующими признаками: рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза”. Антропологически динлины составляют особую расу. Они имели “резко выступающий нос, сравнительно низкое лицо, низкие глазницы, широкий лоб – все эти признаки говорят о принадлежности их к европейскому стволу. Сибирский тип динлинов следует считать протоевропеоидным, близким к кроманьонскому. Однако прямой связи с европейцами динлины не имели, являясь ветвью, отклонившейся еще в палеолите.
Восхищаясь мужеством и воинской доблестью динлинов, китайцы называли их «людьми с сердцами тигров и волков». Это были хорошо обученные воины, виртуозно владевшие луком со стрелами. Их конница делилась на десятки, сотни и тысячи, а возглавлял войско самый опытный воин, который становился вождём. Однако в битвах они не придерживались какой-либо тактики и полагались на мобильность и внезапные налёты.
Динлины представляли собой свободолюбивый и подвижный народ. Они делились на множество мелких родов и объединялись лишь во время опасности, когда надо было дать отпор общему врагу. К тому же они искусно применяли тактику «разделяй и властвуй». Динлины выше всего ценили свободу, поэтому без колебаний уходили на новые земли при сильном притеснении со стороны.
Быт подавляющего числа динлинов был прост и незатейлив: они занимались скотоводством, примитивным земледелием и охотой. Роды кочевали с места на место в поисках воды и пастбищ. Их обозы состояли из высоких повозок, колеса которых имели множество спиц. Динлины носили кожаную одежду, шерстяные и шёлковые китайские ткани, украшали себя золотом. Они делали прекрасное холодное оружие и отлично им владели. Домашних животных обязательно клеймили, но без опаски оставляли на пастбищах: скот в степи никогда не воровали. Нормой считалось многоженство. Жены могли переходить по наследству, а дети — в семью брата. При заключении брака за невесту давали крупный рогатый скот и лучших лошадей. В день свадьбы неограниченно пили кислое кобылье молоко и ели разваренное мясо. Обычно гости рассаживались перед юртой без какого-либо порядка и целый день могли пировать. Здесь же после обильного застолья и оставались ночевать.
Хунны в Сибири.
Кочевой народ, называвшийся хунну, жил в области Ордос. Она расположена на территории современного Китая, по среднему течению реки Хуанхэ. Источником, сообщающим об этом народе, является китайская историческая хроника, однако летописные описания отрывочны и кратки.
По сообщению китайского историка Сыма Цяня, хунны сложились в период легендарной китайской династии Ся еще до н.э. из смешения кочевников. Собранные и переведенные В.С. Таскиным материалы китайских источников позволяют восстановить историю Хунну, его отношений с соседними странами, а также внутреннюю структуру устройства общества. Из-за борьбы с Китаем они были вынуждены оставить Ордос и перешли через пустыню Гоби на территорию современной Монголии. Переход хуннов через безлюдную, безводную, жаркую летом и холодную зимой пустыню был историческим подвигом. Своим переходом хунны соединили два мира, не знакомые друг другу, — Китай и Сибирь.
JI.H. Гумилев и некоторые другие исследователи объясняют уход хуннов не только как следствие поражения от сяньбийцев. Во втором веке атлантические циклоны сместили свой путь прохождения на восток, в глубины континента. Изменился климат Великой степи. Количество осадков в степи уменьшилось на 150 мм в год. Пересохли полноводные реки, озера, обмелели Арал и Каспий, исчезли многие растения, которыми питались стада, ушел зверь. Многие пастбища превратились в пустыни. Хунны ушли не только от жестокого врага, но и от изменившегося климата.
В I в. до н.э. в Хунну начались внутренние распри, борьба сторонников и противников родового строя привела хуннское общество к расколу и распаду. Новые крупнейшие отряды хуннов пришли на Барабу и в Притоболье в 93 и 155 гг. н.э. Часть этих северных хуннов осталась здесь, где были охотничьи угодья, богатые пастбища.
В своем труде «История татар Западной Сибири» Файзрахманов Г.Л. отмечает: «На протяжении нескольких веков китайские правители стремились завоевать Сибирь и занять господствующее положение в Азии. Но хунны не пропустили их в Сибирь, что является их исторической заслугой».
Основой хозяйства хуннов было кочевое скотоводство. Разводили лошадей, крупный рогатый скот и овец. И уже в Сибири появилось пашенное земледелие (с использованием в основном сил пленников), выращивали просо и ячмень. Но земледелие не играло главной роли. Развивалось придомное содержание скота, свиноводство и птицеводство. Подсобную роль играла облавная охота. Все необходимое в быту каждая семья производила сама, впоследствии появились и отдельные ремесленники. Хунны носили одежду из кожи, меха, войлока и грубошерстных тканей. Одежда хуннов была приспособлена к суровым условиям степи, была теплой и удобной. Основной пищей были молочные продукты, на втором месте — мясо. Употребляли и продукты земледелия, прежде всего пшено и ячменную крупу. Использовали в пище и продукты собирательства.
Суровые условия быта, бесконечные войны с Китаем принуждали кочевников-хуннов к усовершенствованию быта и условий существования. Они изобрели круглую юрту, покрытую войлоком, позже — колесную повозку. У китайцев ничего подобного еще не было. А дальше совместили повозку с юртой — появилась кибитка на повозке, в которой можно было проехать на далекие расстояния, не выходя из кибитки. Отмечали у них наличие культурного наследия, интерес к восприятию культуры соседей. Хуннская культура была близка к скифской и сарматской.
Хуннов не привлекала ни китайская, ни иранская, ни эллинская культура, хотя она была им знакома. Достижениями древнейшей хуннской культуры и поныне пользуется все человечество. Упряжную и верховую езду, удобную одежду (шаровары, шапки, халаты, сапоги), некоторые предметы воинского снаряжения и другие оно переняло от хуннов. Хунны исповедовали древнюю религию, совершенно не похожую на китайскую. Она была основана на культе космического божества Тенгри. Главным объектом их поклонения был космос.
В этот период истории хуннов в источниках зафиксированы неоднократные выступления против них северных покоренных племен. Так, первое выступление динлинов отмечено в 72 году до н.э. В I веке н.э. динлины неоднократно выступают в качестве одного из главных противников государства Хунну. После разделения хуннов в середине I века до н.э. на северных и южных динлины участвовали в войне против северных хуннов. Последний раз они упоминаются между 147 и 156 годами н.э., когда предводитель сяньбийцев Таньшихай «овладел всеми землями, бывшими под державою хуннов». Впоследствии, по сведениям письменных источников, потомки динлинов вошли в страну Хагас, жители которой “перемешались с динлинами”.
Хагасы.
Еще одно европеоидное племя, которое встречается в летописях и научных трудах историков как обитатели Сибири – Хагасы (в I – IV в.н.э). Они не имели такой масштабной государственности как Хунны, однако народонаселение имели до нескольких сот тысяч.
Интереснейшие и подробные данные об этом народе мы почерпнули из трудов выдающегося русского ученого-востоковеда Никиты Яковлевича Бичурина, известного под монашеским именем отец Иакинф, в книге «Собрание сведении о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена».
Автор указывает следующее: «Владение Хагас некогда составляло западные пределы хуннов. Жители вообще рослые, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считались нехорошим признаком, а люди с карими глазами почитались потомками Ли Лин. Мужчин было менее, нежели женщин. Мужчины носили кольца в ушах. Они горды и стойки. Храбрые из них татуируют руки себе, а женщины, по выходе замуж, татуируют себе шею. Оба пола живут нераздельно и посему много распутства. Первый месяц в году называют Маоши ай. Ай – значит месяц. Три месяца составляют четверть года. Годы считаются двенадцатью знаками. Сеют просо, ячмень, пшеницу и гималайский ячмень. Муку мелют ручными мельницами, хлеб сеют в третьей, а убирают в девятой луне. Вино квасят из каши. Нет ни плодов древесных, ни овоща огородного. Лошади плотны и рослы. Лучшими считаются, которые сильно дерутся. Государство Хагас было чрезвычайно могущественно и имело до 80 000 строевого войска.
Есть верблюды и коровы; но более коров и овец. Из зверей находятся козули, сохатые и чернохвостые козы. Чернохвостые козы походят на кабаргу, но имеют большой черный хвост. Из птиц: гуси и утки дикие, сороки, ястреба. Из дерев: сосна, береза, ива, ели, но более всего растет береза. Делают оружие, крайне острое. Конники прикрывают руки и ноги деревянными щитиками, одеваются в овчинное платье и ходят без шляп. Женщины носят платье из шерстяных и шелковых тканей. Питаются мясом и кобыльим молоком. Один Ажо (государь) употребляет хлебенное вино. Из музыкальных орудий имеют
флейту, бубен и два неизвестные. Жертву духам приносят в поле. Для жертвоприношений нет определенного времени. Шаманов называют гань. При браках калым платится лошадьми и овцами. Богатые дают по сто и по тысяче голов. При похоронах не царапают лиц, только обвертывают тело покойника в три ряда и плачут; а потом сжигают его, собранные же кости чрез год погребают. После сего в известные времена производят плач. Зимою живут в избах, покрытых древесной корой».
Здесь стоит отметить, что в тексте автор дает ссылки и пояснения, в которых указывает следующее: «Хагасы занимали Томскую губернию и южные пределы губернии Енисейской… И ныне южные пределы губерний Томской и Енисейской преизобилуют березою». Книга впервые издана в 1851 году, и в тот временной промежуток купинская земля входила в состав Томской губернии. А это подводит нас к размышлению о том, что хагасы могли находиться на нашей территории. Со своей стороны, и академик Радлов, на основании сведений, почерпнутых из китайских источников, пишет, что в первых веках нашей эры (с IV до VIII) в Западной Сибири обитал народ Хагас, который с VIII века становится тесним народами монгольского происхождения, и в ХIII веке, руководимые Чингисханом племена, совершенно низвергли владычество данных народов.
Барабинские татары.
Если говорить о формировании западносибирских татар, то, судя по остаткам материальной культуры, этот процесс начался с конца II тыс. н. э. и завершился к XIII—XIV вв. Интересно замечание М.Г. Сафаргалиева о границах Сибирского ханства: оно занимало обширную территорию, «границы ханства простирались от восточных склонов Уральского хребта, захватывая бассейн Оби и Иртыша».
В это время сюда вторгаются тюрки-кыпчаки, часть которых была вытеснена из Великой степи в результате походов татаро-монголов начала XIII в. Местное население было вынуждено уйти в более северные районы Нижнего Прииртышья и Нарымского края. Оставшиеся племена постепенно были ассимилированы пришельцами. Так, к XV—XVI вв. возникла новая этническая группа — тюркоязычные татары Западной Сибири.
Одна из групп в составе татар сибирских, наиболее интересная для нас –
Барабинские татары (самоназвания — бараба, параба, барама; в литературе также употребляется термин «барабинцы») — этническая группа, компактно расселённая в Центральном Обь-Иртышском междуречье, области, которая издавна называлась по имени занимавшего ее народа Барабой. Представители разных наук единодушны в том, что барабинский этнос имел многокомпонентный состав.
Для нас, обывателей, знакома обобщенная история Сибирского ханства, на слуху кочевой народ, с которым первопоселенцы на первых этапах освоения озерного края жили по соседству. В данном материале хочется более детально коснуться быта, образа жизни и ассимиляции с русскими.
Источники представляют нам картину комплексного хозяйства барабинских татар. Георги в 1799 году и Якоб Линденау в своей экспедиции первой половины XVIII века, отмечают эти интересные факты: «Они магометанской веры, хотя до сегодняшнего дня сохранили свои языческие обряды. Их шаманы — Kamlada имеют волшебный бубен Tungur. В середине бубна изображен идол —Joese. Шаманские действия происходят в темноте.
Их жилища снаружи такие же, как у якутов, а внутри, как у других татар. При входе у двери имеется чувал, а за ним маленькая низкая, в которую вмазан котел — Casan. Внутри жилища кругом установлены широкие нары, на которых спят, матрацы из тростника, подушки из перьев. Вместо одеял покрываются своей одеждой. Хижины их в зимних селенияхотличаются от Башкирских наличием небольших сеней и отверстием в потолке, которое делается не столько для света и входа паров, сколько для того, чтобы в случае великих метелиц, во время которых иногда совсем заносит снегом их хижины – вылезать во двор и открывать двери.
Барабинцы держат немного рогатого скота и лошадей. Их основное занятие — хлебопашество, но сеют только ячмень. Из него делается крупа. Готовится она следующим образом: берется ячмень, парится и размалывается в горячем состоянии, затем сильно высушивается и толчется в деревянной ступке. Ступка стоит больше чем наполовину в земле. Едят барабинцы эту крупу без всего или варят на воде с рыбьим жиром. Это их ежедневное блюдо и называется Ura. Кроме того, барабинцы употребляют в пищу рыбу, которую ловят в озерах и реках сетями. Они очень плохо стреляют из луков и потому дичь или ловят, или собаками травят. Женским пол выделывает шкурки с нырков, гагар и других водяных птиц, не выщипывая перья, и шьют тулупы и шапки.
Носят длинную одежду, напоминающую русский зипун. Сапоги из кожи лошадей или быков. Их носят мужчины и женщины. Мужчины стригут волосы на голове и бороду, оставляя клочок только на подбородке и толстые усы. Есть и такие, которые еще носят косу. У женщин две косы, в ушах большие серьги. Мужчины и женщины не имеют обычая, как другие татары, стричь и выщипывать волосы на тайных местах.
Когда мужчины женятся, то платят до свадьбы калым лошадьми, китайкой. Калым не бывает больше 50 руб., а половину его невеста приносит с собой обратно в качестве приданого. Никто не женится на девушках из своего рода, а берет жен из другого рода и имеет их не больше двух. Муж с женой может разойтись, если хочет, но дети остаются с отцом. При этом калым не возвращается.
Плетут круглые корзины из ивовых прутьев, которые по форме напоминают немецкие корзины для хлеба. Имеют также посуду из бересты. Есть у них деревянные жернова, обитые полностью широкими тупыми железными гвоздями. Детей, которые рождаются мертвыми или умирают вскоре после рождения, хоронят в лесу – срубают верхушку дерева и гроб с ребенком привязывают к такому дереву, причем он стоит там до тех пор, пока сам не свалится, обосновывая это тем, что эти дети еще не ступали на землю и поэтому еще не достойны быть в нее зарытыми.
Барабинцы для курения табака, который они очень любят, употребляют деревянные трубки. Дым они проглатывают и выпускают его при отрыгивании.
Ездят на больших телегах. Дети так же, как старые люди, ходят летом голые до пояса, а зимой – дома. Жертву они приносят при закалывании скота. Кровь выпускают на юг. При болезнях закалывают скот в жертву дьяволу, но при этом кровь выпускают на север.
Кроме того, барабинцы почитают солнце, луну и огонь».
В первой половине XVII века барабинцы жили на всей территории Барабы, есть сведения о том, что в это время южные барабинцы были данниками казахских ханов и ойратов.
Со второй половины XVII века барабинцы «были за Кучумом», платили ему ясак и входили в состав Сибирского ханства.
Жили барабинцы в это время разрозненно в небольших поселениях по всей Барабе, концентрируясь у озер, рек Оми и Тара. Имели городки у озера Чаны, по реке Оми и др., наиболее известным из которых был городок Тонтура – резиденция кучумова.
Когда Сибирь начали осваивать русские, в расселении всех групп сибирских татар произошли существенные изменения. На Барабе укрепились Кучумовичи, которые вели упорную борьбу против русской колонизации. Первые нападения русских казаков на барабинцев были отмечены в 1595 г. После 1626 года ситуация усложнилась тем, что и русские власти требовали уплаты ясака. Вопрос о сборе податей с аборигенов Сибири, прежде всего с барабинских татар, был одним из наиболее сложных и острых во взаимоотношениях Русского государства. В обширных районах сложилась своеобразная система «кондоминиума», т.е. двойного подчинения ряда этнических групп и двоеданничества коренных народов. Так, в начале XVII в. барабинцы говорили представителям русских воевод, что для своевременной уплаты податей они были «принуждены жен своих и детей распродать»
В 1628 г. начали восстание барабинские татары во главе с князем Когутаем, они перебили отряд боярского сына Еремея Пружинина с 18 служилыми людьми. В ноябре 1628 г. восстали и тарские татары.
Весной 1629 г. восстание распространилось дальше к окрестностям города Тары. Город находился под угрозой захвата.
Восставшие организовали большой военный лагерь в степи. Академик Г.Ф. Миллер отмечал: «После восстания, поднятого тарскими и барабинскими татарами в Тарском уезде, восставшие отошли на оз. Чаны, где находился «стан мятежников, не ожидавших ни от какой стороны опасности». (Есть основания предполагать, что этим «станом» было одно из городищ, расположенных на островах Тюменка или Чиняиха, или городище Новорозино-1). Туда же привезли богатую добычу: скот, лошадей, разные запасы, захваченные в Тарском уезде, взятые в плен русские в качестве рабов. Восставшие не смогли организовать надлежащую охрану и оборону лагеря, и русские разбили их, захватив все добро, при этом 150 человек восставших смогли бежать. Здесь хочется сделать небольшое отступление на тему озера Чаны. Углубившись в проблему аборигенов Сибири, в трудах академиков, исследователей мы встретили большой пласт информации о нашем уникальном озере. Изначально хотелось в данную статью добавить и географическое описание, и освоение людьми. Однако было принято решение сделать отдельный большой материал по Чанам. Поэтому об озернм «маяке» барабо-кулундинской зоны поговорим более детально в следующий раз.
Но вернемся к событиям XVII века. В 1643 г. по соседним джунгарским кочевьям прокатилась волна эпизоотий – заразной болезни животных, и произошел массовый падеж скота, начался голод. Часть монгольских народностей начала перекочевку в ясачные волости, в том числе в Барабу.
Только в Теренинской волости тарские служилые насчитали девять монгольских юрт. По сообщениям русских служилых людей, ойраты «живут с нашими ясачными вместе, а прислал их контайша (феодал в Монголии) кормиться, потому что у него голод, да и иные контайшины люди кочуют от Теренинской и Барабинской волостей неподалеку, во многих разных местах юрт по 60 и больше».
Н. М. Ядринцев в своих «Путешествиях по западной Сибири» пишет:
«В 1878 г. мы, выехав из Омска на Барнаул, перерезали Барабинскую степь. При выезде из деревни Юдиной, по южному берегу Чанов, в деревне Казачьей уже мы встретили до 17-ти курганов; При проезде от деревни Казачьей к деревне Костылевой, на 5-й версте, снова видны курганы, числом 10, в 20—23 сажени в диаметре, в некоторых впадинах курганов сохранились остатки кустов и деревьев; в 10-ти вёрстах, опять курганы—до 19, но меньшей величины. Из деревни Костылевой мы предприняли поездку на остров Тюмень, лежащий на озере Чанах. Мы вступили в березовый лесок и в 7 версте увидели деревню. На Тюмени выселок в 13 домов; когда-то было 20 домов, но выселились. Деревня была основана лет 100 назад переселенцами из Тары. Тарские крестьяне сюда ездили сначала на промыслы; деревня бедная, урожаи плохи. В 4-хъ верстах, к северо-востоку за деревней, па пашне нам указали на «Чудской городок», расположенный на берегу яра, стоящего на 450 шагов от берега Чанов; когда-то Чаны, может быть, подходили к яру. Городок представляет из себя сделанные полукругом, примыкая к яру, 2 земляных вала со рвом. План этого городка мы сняли. Он занимал пространство около десятины; разделён на 4 части неглубокою канавою; в одной части находится пашня, в другом из четырёхугольников яма, около пашни также небольшая яма, около 1 аршина глубины. в крайнем четырёхугольнике, к яру, видно, что это остатки жилищ и печей; осыпающейся яр выбрасывает кости и мусор. Пройдя по яру и рассматривая обломки, я нашёл под верхним слоем земли, не боле полу аршина, черепа лошадей, животные кости разных форматов, одну часть черепа человека—височную кость, кирпичи с окалинами, остатки рыбьих костей, преимущественно щучьих позвонков значительной величины, наконец насколько черепков глиняной посуды.
По виду и по узорам, черепки походят на татарские, подобные тем, какие я видел с могилы Узге, близ Тобольска. Близ деревни Яркуль, на восточной стороне озера Яркуля, в 5 верстах от деревни Мальковой, мы посетили другой Чудской городок, совершенно такого же вида, расположенный полукругом и немного более десятины величиною. Крестьяне мне говорили при расспросах, что подобный же «Чудской городок» существует на острове Чиняин. Из раскопок известно, что крестьяне находили на островах ручные жернова в один и полтора пуда веса: их насчитывали до 5 в разных местах. На острове Тюмени, на пашне, пастухом был давно найден панцирь. От деревни Костылевой к Мальковой также встречаются курганы:5 из них близ деревни в 5-ти верстах, далее 6 по левой, 3 по правой стороне, 22 шага в диаметре».
Ядринцев считал, что с XVIII века барабинцы, занимавшие все берега Чановских озер, начали передвижение с южных берегов озера к северным и восточным. В XIX веке, оставшись в незначительном количестве, смешались с переселившимися из европейских районов России.
Новый этап изучения истории населения западносибирской лесостепи
связан с началом систематических исследований археологических памятников Сибирского юрта. Инициатором изучения археологических объектов, расположенных в восточных районах Западной Сибири, и фактически первым археологом-профессионалом, обратившим внимание на памятники, оставленные коренными жителями края, стала В.П. Левашова. В 1928 году В.П. Левашовой изучались памятники аборигенов Барабы на островах оз. Чаны. Она провела рекогносцировочные раскопки на городище и курганах, расположенных на о. Чиняиха, и сняла план городища Тюменка. В 1950 г. вышло в свет обобщающее исследование В.П. Левашовой, посвященное памятникам Сибирского юрта. В нем приведены материалы, а также проанализированы вещественные комплексы памятников, расположенных на Чановских островах.
Левашова пишет: «Определить время и народность, к которым относятся рассматриваемые городища, не представляет особенной трудности, так как почти все они связаны с определенными историческими именами: Искер известен как столица Кучума, взятая в 1581 г. Ермаком, Тоянов городок связан с именем жившего здесь на грани XVI—XVII вв. татарского князька Тояна, а Вознесенское городище, или г. Тонтур, был резиденцией Буян-Бия, Кучумова наместника на Барабе. Все эти городища связаны с именем татарских князей и входили в состав татарского царства, Сибирского юрта.
О Чиняевском городище – вещественный материал дает полную увязку с Тонтуром, и по своему географическому положению район оз. Чаны должен был входить в состав Барабинского княжества, что позволяет считать этот памятник резиденцией одного из второстепенных родов барабинских татар, считавшимся провинцией и, возможно, что оно прекратило свое существование раньше, чем Искер и Тонтур, и существовало меньшее время».
Перечисленный инвентарь говорит о занятиях жителей городища. Здесь имеются орудия земледелия, скотоводства, рыболовства, металлургии, ткацкого и швейного дела, скорняжества (рис. 94). Оружие, найденное на городищах, являлось в то же время и охотничьим вооружением. Некоторые предметы домашнего обихода говорят о довольно высокой ступени культуры (табл. II).
Находки на Чиняевском городище были следующие (Табл. 1):
– Ножи простые черешковые;
– Костяные рукоятки ножей или других железных орудий;
– Каменные точильные бруски;
– Железные крючки для самолова;
– Костяные напрясла от веретена из просверленных головок костей животных;
– Глиняные напрясла плоские и с округлыми краями;
– Костяные наконечники стрел;
– Костяные дротики, черешковые, узкие, без плечиков, четырехгранные;
– Костяные наконечники копий;
– Костяные кинжалы;
– Бусина стеклянная;
– Одна железная пряжка, прямоугольная, аналогичная искерским;
– Железная пластинка с отверстиями для прибивания гвоздями;
– Глиняная посуда.
На памятниках коренных жителей Барабы обнаружено довольно большое количество предметов материальной и духовной культуры. Их распределение в комплексах, которые можно увязать с конкретными этническими группами, неравномерно. Так, на археологических объектах, в основном поселениях, преобладает керамика, которая во все времена являлась своеобразным культурным и этническим индикатором (рис. 21).
Стоит заметить, что ни оберегов, ни вещей для забавы из керамики, ни украшений найдено не было. Только хозяйственные предметы кухонной утвари и грузы для ручного веретена.
Рассматривая свидетельства письменных источников, выясняется, что в географическом положении Бараба находилась не в центре древних государств, а на периферии. И скорее всего бушующие страсти захватнических сражений не касались наших территорий в полной мере. Исключением можно считать бои барабинских татар с русскими служивыми людьми на берегах озера Чаны в XVII веке.
Еще раз скажем о том, что мы не претендуем на диссертационное исследование. Здесь собран обобщенный материал из трудов знаменитых авторов без ссылок на названия либо годы издания (думаем, «болеющий» темой человек даже на этом материале найдет обозначенные источники и, при желании, изучит тему аборигенов Сибири). Заметим только, что авторы разных лет и даже эпох сходятся в суждении о присутствии перечисленных нами племен в регионе. Существуют расхождения лишь в понятии «времени» их пребывания, но, учитывая и факторы давности, и скудности на определенном этапе информации, такие споры вполне логичны.
Вероятнее всего, что помимо светлоглазых динлинов, воинственных хунну, рыжеволосых хагасов, барабинских татар, на просторах нашего региона находились и другие племена. Нас, к примеру, не отпускает тема таинственного народа Чудь, имеющего археологические доказательства существования на Алтае в так называемых «Чудских копях» и идентичные на Урале. Взаимодействовали ли эти родственные племена? Если «да», то где пролегал их путь друг к другу, возможно ли, что этим путем был наш озерный край? На этот вопрос мы пока не нашли ответа.
Изучая труды великих авторов, их доказательства, доводы, опровержения тех или иных гипотез, думается нам, что на данный момент верные ответы знает только наша сибирская Земля, мы просто пока не умеем правильно спрашивать. Будем надеяться, как в свое время надеялись Миллер и другие исследователи (проходя с лопаткой и острым кинжалом по курганам), что наступит время, когда мы научимся читать, слушать и слышать нашу землю по-новому.
Научный сотрудник КРММК
Солодченко М. Н.
Смотрите Все наше видео.
Комментарии